Решение по иску Даниловой Л.Б. к Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н., Банниковой Г.Н. о признании права собственности на наследственное имущество



К делу № 2-416/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года                                         Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Кислинской В.С.

При секретаре Никифоровой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Л.Б. к Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н., Банниковой Г.Н. о признании права на супружескую долю, признании сделок неействительными,

У С Т А Н О В И Л:

Данилова Л.Б. обратилась в суд с иском к Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н., Банниковой Г.Н.. о признании за ней права на супружескую долю в наследственном имуществе умершего мужа Данилова Н.Н., признании сделок недействительными, ссылаясь на нарушение своих прав.

В судебном заседании истица свои требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что она состояла с 1981 года в зарегистрированном браке с Даниловым Н.Н., которая умер 24.09.2009 года. В период брака, в 1988 году, они приобрели 1/3 долю домовладения, расположенного по <адрес> в г.Туапсе. По семейным обстоятельствам она была вынуждена выехать в г.Комсомольск-на-Амуре, где работала и ухаживала за престарелыми родителями. Вернулась в г.Туапсе лишь после смерти мужа и узнала, что его сестры- ответчицы по делу, вступили в наследство по закону и ее супружеская доля перешла им. В настоящее время она вынуждена снимать жилье по договору найма, т.к. они препятствуют ее вселению в жилой дом, являясь его собственникам. К нотариусу она после смерти мужа не обращалась, считая, что принадлежащая ей по закону доля имущества не может быть никому передана в собственность. Просит признать частично недействительным свидетельство о праве на наследство, выданное ответчицам на 1/3 долю домовладения, а также выданные им свидетельства о праве общей долевой собственности на домовладение, признать за ней право на супружескую долю и право собственности на 1/6 долю жилого дома. Других требовании не предъявила.

Жексимбинова Н.Н., Шах-Ака Н.Н., Банникова Г.Н. и их представитель по доверенности Шахиджанова Е.В. с доводами истицы не согласились и в судебном заседании пояснили, что их брат Данилов Н.Н. действительно состоял в зарегистрированном браке с Даниловой Л.Б. Он был тяжело болен, однако истица уехала в г.Комсомольск-на-Амуре и фактически мужа бросила и совместного хозяйства они не вели. После его смерти они сообщили ей об этом, подали заявление к нотариусу и ее указали. как его наследницу. Но Данилова Л.Б. с соответствующим заявлением к нотариусу не обратилась и в наследство фактически не вступила. С момента отъезда в 2003 году и по настоящее время она в жилом доме не проживала. Сами они после смерти брата вступили в наследство, ими получены свидетельства о праве собственности, за каждой из них признано право собственности на 1/9 долю жилого дома. Считают, что истица утратила право на наследственное имущество, оставшееся после смерти Данилова Н.Н. Просят в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования Даниловой Л.Б.. подлежат удовлетворению.

Супруги Даниловы состояли в зарегистрированном браке с 1981 года

24 сентября 2009 года Данилов Н.Н. умер.

Из правоустанавливающих документов на жилой <адрес> в г.Туапсе следует, что 1/3 доля этого домовладения приобретена Даниловым Н.Н. по договору купли-продажи от 3 декабря 1988 года. На день смерти Данилова Н.Н. общая площадь домовладения составляла 109,5 в.метров, в т.ч. жилая 54,0 кв.метров. Домовладение находилось в общей долевой собственности Данилова Н.Н. /1/3 доля/ и Уржумова В.И. / 2/3 доли/. Земельный участок при данном домовладении находится в муниципальной собственности.

После смерти Данилова Н.Н. с заявлением о вступлении в наследство обратились его сестры- Жексимбинова Н.Н., Шах-Ака Н.Н. и Банникова Г.Н.

6 июля 2010 года им нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/3 долю жилого <адрес> в г.Туапсе.

Данилова Л.Б. после смерти мужа в наследство не вступала.

21 июля 2010 года Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н. и Банниковой Г.Н. выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности / каждой на 1/9 долю/ на указанное выше имущество.

Изложенное выше свидетельствует, что имущество в виде 1/3 доли жилого дома, расположенного по <адрес> в г.Туапсе, являлось совместно нажитым имуществом супругов Даниловых, этот факт не отрицался и ответчицами по делу.

В соответствии со ст. 34 Семейного Кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака является их совместной собственностью. Право собственности одного из супругов на долю в имуществе, нажитом во время брака, не прекращается после смерти другого супруга.

Обращение к нотариусу за получением свидетельства о праве собственности на супружескую долю, не является обязанностью пережившего супруга, императивно предусмотренной законом.

Все имущество, приобретенное в период брака, является совместно нажитым в силу ст. 34 СК РФ, если не будут предоставлены доказательства того, что это имущество было приобретено за счет личных средств одного из супругов.

Ответчицы таких доказательств суду не предоставили.

Согласно ч.2 ст. 218 ГК ПФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В данном случае 1/2 доля наследственного имущества Данилова Н.Н.. является собственностью его пережившего супруга Даниловой Л.Б.

Факт того, что истица выезжала на другое место жительства и не была зарегистрирована по данному домовладению, не лишает ее права на супружескую долю.

От своих прав на долю в общем имуществе она не отказывалась.

Поскольку истица от своего права на супружескую долю в общем имуществе, оставшемся после смерти Данилова Н.Н., не отказывалась, включение принадлежащей супружеской доли Даниловой Л.Б.. в виде 1/6 доли жилого дома в наследственную массу не может быть признано законным. Включение доли в совместно нажитом имуществе в наследственную массу нарушает права и законные интересы Даниловой Л.Б.. как пережившего супруга.

То обстоятельство, что истица не обращалась с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на указанную долю, нельзя расценивать как ее отказ от этой доли, и невозможность признания за ней право на это имущество.

В соответствии со ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 ГК РФ настоящего кодекса, входит в состав наследства и переходит в наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим кодексом.

Выданное Банниковой Г.Н., Жексимбиновой Н.Н. и Шах-Ака Н.Н. 6 июля 2010 года свидетельство о праве на наследство по закону на 1/3 долю жилого дома, расположенного по <адрес> в г.Туапсе следует признать частично недействительным.

Суд считает необходимым признать за Даниловой Л.Б. право на 1/2 долю данного имущества, что будет составлять 1\6 долю жилого дома <адрес> в г.Туапсе.

Право собственности ответчиц на эту долю должно быть прекращено.

Ст. 235 ГК РФ устанавливает, что право собственности прекращается по основаниям, предусмотренным законом.

Выданные Жексимбиновой Н.Н., Банниковой Г.Н. и Шах-Ака Н.Н.21 июля 2010 года свидетельства о праве общей долевой собственности каждой на 1/9 долю жилого дома <адрес> в г.Туапсе также должны быть признаны недействительными.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», прекращение права собственности на недвижимое имущество является основанием для признания недействительным свидетельства о государственной регистрации права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Даниловой Л.Б. удовлетворить.

Признать за Даниловой Л.Б. право на супружескую долю в наследственном имуществе Данилова Н.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ в виде 1/3 доли жилого дома, расположенного по <адрес> в г.Туапсе.

Признать частично недействительным свидетельство о праве на наследство, выданное 6 июля 2010 года Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н. и Банниковой Г.Н. в отношении 1/3 доли жилого дома <адрес> в г.Туапсе.

Прекратить право общей долевой собственности Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н. и Банниковой Г.Н. на 1/3 долю жилого дома <адрес> в г.Туапсе.

Признать на Даниловой Л.Б. право собственности на 1/6 долю жилого дома, общей площадью 109,5 кв.метров, в т.ч. жилой- 54,0 кв.метров.инвентарный номер , литер: ., расположенного по <адрес> в г.Туапсе.

Признать частично недействительным свидетельство о праве общей долевой собственности серии , выданное 21 июля 2010 года Банниковой Г.Н. на 1/9 долю жилого дома <адрес> в г.Туапсе.

Признать частично недействительным свидетельство о праве общей долевой собственности серии , выданное 21 июля 2010 года Жексимбиновой Н.Н. на 1/9 долю жилого дома <адрес> в г.Туапсе.

Признать частично недействительным свидетельство о праве общей долевой собственности серии на 1/9 долю жилого дома, выданное 21 июля 2010 года Шах-Ака Н.Н..

Признать за Жексимбиновой Н.Н., Шах-Ака Н.Н. и Банниковой ФИО31 право общей долевой собственности на 1/6 долю жилого дома <адрес> в г.Туапсе, общей площадью 109,5 кв.метров, в т.ч. жилой- 54,0 кв.метров, за каждой по 1/18 доли.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 30 дней через Туапсинский городской суд.

Председательствующий: