Р Е Ш Е Н И Е «6» сентября 2012 года Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: Калиманова О.Н. При секретаре: Матвиенко А.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гумерова Ф.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Краснодарскому краю, Туапсинскому отделу филиала ФГБУ «ФКП Росеестра» по Краснодарскому краю, Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка и понуждении производства перерасчета налога на землю, У С Т А Н О В И Л: Гумеров Ф.Ф. обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Краснодарскому краю, Туапсинскому отделу филиала ФГБУ «ФКП Росеестра» по Краснодарскому краю, Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю в котором просил признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в 2007 году 62 890 371 (шестьдесят два миллиона восемьсот девяносто тысяч триста семьдесят один) рубль, в 2008 году 82 871 762 (восемьдесят два миллиона восемьсот семьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят два) рубля, в 2009 году 80 049 180 (восемьдесят миллионов сорок девять тысяч сто восемьдесят) рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Установить кадастровую стоимость земельного участка под кадастровым номером:№, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 марта 2007 равной рыночной стоимости в размере 5 957 424 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 1 584 рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка под кадастровым номером: №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 января 2008 равной рыночной стоимости в размере 11 106 233 рубля из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м в размере 2 953 рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка под кадастровым номером: №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 января 2009 равной рыночной стоимости в размере 9 816 210 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 2 610 рублей Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером: №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию: на 01 марта 2007 равной рыночной стоимости в размере 5 957 424 из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м в размере 1 584 рубля; на 01 января 2008 равной рыночной стоимости в размере 11 106 233 рубля из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м в размере 2 953 рубля; на 01 января 2009 равной рыночной стоимости в размере 9 816 210 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 2 610 рублей и предоставить измененные сведения о кадастровой стоимости в Межрайонную ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю. Обязать Федеральное государственное бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» внести в Государственный кадастр объектов недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости за 2007, 2008 и 2009 года земельного участка под кадастровым номером: 23:51:0102002:606, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> под кадастровым номером: №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Обязать Межрайонную ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю произвести перерасчет налога на землю за 2007, 2008 и 2009 года земельного участка под кадастровым номером: №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> исходя из размера кадастровой стоимости за 2007 год по состоянию на 01.01.2007 равной 5 957 424 рублей, за 2008 год по состоянию на 01.01.2008 равной 11 106 233 рубля и за 2009 год по состоянию на 01.01.2009 равной 9 816 210 рублей. Свои требования истец мотивировал тем, что Гумеров Ф.Ф. в 2006 году у муниципального образования г. Туапсе Краснодарского края приобрел на праве собственности здание и расположенный на нем земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102002:606 общей площадью 3919 кв.м. для эксплуатации производственных зданий по адресу: <адрес> В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 08.04.2000 № 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекается оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». В настоящее время в силу Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и приказа Росреестра от 31.05.2011г. № П/200 «Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» проведение государственной кадастровой оценки земель в Краснодарском крае осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Росреестра» входящая в структуру Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. П.п. 11 п. 2 ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре объектов недвижимости» предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Согласно представленным сведениям кадастровая стоимость земельного участка составляла в 2007 году 62 890 371 (шестьдесят два миллиона восемьсот девяносто тысяч триста семьдесят один) рубль, в 2008 году 82 871 762 (восемьдесят два миллиона восемьсот семьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят два) рубля, в 2009 году 80 049 180 (восемьдесят миллионов сорок девять тысяч сто восемьдесят) рублей (приложение №2). Считает, что проведенная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102002:606 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю определена неверно, так как кадастровая стоимость земельного участка, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, которая в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не должна превышать рыночную стоимость. В силу пункта 3 Федерального закона от 29.07.2010 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Согласно п.п. 5 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Федеральным стандартам оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2)», утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 255 предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком. Руководствуясь данными нормами и в целях определения объективной кадастровой (рыночной) стоимости земельного участка он обратился в ООО «Туапсинское агентство оценки» Согласно представленным отчетам №№ 23-39752472-12-044/1, 23-39752472-12-0442/2, 23-39752472-12-044/3 от 19.04.2012 «Об определении рыночной стоимости 3761/3919 доли на недвижимое имущество - земельный участок площадью 3 919 кв.м., кадастровый номер: №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3919 кв.м., кадастровый номер:№, в размере 3761/3919 доли, что эквивалентно площади земельного участка в размере 3 761 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 марта 2007 года (за 2007 года) составляет 5 957 424 (пять миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч четыреста двадцать четыре), по состоянию на 01 января 2008 года (за 2008 год) составляет 11 106 233 (одиннадцать миллионов сто шесть тысяч двести тридцать три) рубля, по состоянию на 01 января 2009 год (за 2009 год) составляет 9 816 210 (девять миллионов восемьсот шестнадцать тысяч двести десять) рублей. В соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случая определения рыночной стоимости земельного участка и кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости. Считает оценку рыночной стоимости земельного участка правильной, проведенной на основании рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил. Также, в связи с тем, что Туапсинским отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю неверно была определена кадастровая стоимость земельного участка, истцу Межрайонная ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю неправильно установила размер земельного налога подлежащего уплате налогоплательщиком за 2007, 2008 и 2009 года. Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база в отношении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, ошибочное определение кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102002:606 повлекло за собой предоставление Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю недостоверных сведений о налоговой базе в отношении данного земельного участка в налоговый орган, и, соответственно, неверное определение Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю размера земельного налога на земельный участок за 2007, 2008 и 2009 года. В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства. Кроме того, в порядке ст.35 ГПК РФ уточнил заявленные исковые требования и просил принять решение только в части установления кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <адрес> по состоянию на 01 марта 2007 равной рыночной стоимости в размере 5 957 424 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 1 584 рубля. Установления кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 января 2008 равной рыночной стоимости в размере 11 106 233 рубля из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м в размере 2 953 рубля. Установления кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 января 2009 равной рыночной стоимости в размере 9 816 210 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 2 610 рублей Понуждении Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю произвести перерасчет налога на землю за 2007, 2008 и 2009 года земельного участка под кадастровым номером №, в размере 3761/3919 доли, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> исходя из размера кадастровой стоимости за 2007 год по состоянию на 01.01.2007 равной 5 957 424 рублей, за 2008 год по состоянию на 01.01.2008 равной 11 106 233 рубля и за 2009 год по состоянию на 01.01.2009 равной 9 816 210 рублей. Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Краснодарскому краю, Туапсинского отдела филиала ФГБУ «ФКП Росеестра» по Краснодарскому краю, Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю в судебном заседании просили вынести решение на усмотрение суда. Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Гумеров Ф.Ф. в 2006 году у муниципального образования г. Туапсе Краснодарского края приобрел на праве собственности здание и расположенный на нем земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 3919 кв.м. для эксплуатации производственных зданий по адресу: <адрес> В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 08.04.2000 № 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекается оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». В настоящее время в силу Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и приказа Росреестра от 31.05.2011г. № П/200 «Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» проведение государственной кадастровой оценки земель в Краснодарском крае осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Росреестра» входящая в структуру Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. П.п. 11 п. 2 ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре объектов недвижимости» предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Согласно представленным сведениям кадастровая стоимость земельного участка составляла в 2007 году 62 890 371 (шестьдесят два миллиона восемьсот девяносто тысяч триста семьдесят один) рубль, в 2008 году 82 871 762 (восемьдесят два миллиона восемьсот семьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят два) рубля, в 2009 году 80 049 180 (восемьдесят миллионов сорок девять тысяч сто восемьдесят) рублей (приложение №2). Суд считает, что проведенная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю определена неверно, так как кадастровая стоимость земельного участка, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, которая в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не должна превышать рыночную стоимость. В силу пункта 3 Федерального закона от 29.07.2010 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Согласно п.п. 5 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Федеральным стандартам оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2)», утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 255 предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком. В целях определения объективной кадастровой (рыночной) стоимости земельного участка истец обратился в ООО «Туапсинское агентство оценки» Согласно представленным отчетам №№ 23-39752472-12-044/1, 23-39752472-12-0442/2, 23-39752472-12-044/3 от 19.04.2012 «Об определении рыночной стоимости 3761/3919 доли на недвижимое имущество - земельный участок площадью 3 919 кв.м., кадастровый номер: №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3919 кв.м., кадастровый номер:№, в размере 3761/3919 доли, что эквивалентно площади земельного участка в размере 3 761 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> по состоянию на 01 марта 2007 года (за 2007 года) составляет 5 957 424 (пять миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч четыреста двадцать четыре), по состоянию на 01 января 2008 года (за 2008 год) составляет 11 106 233 (одиннадцать миллионов сто шесть тысяч двести тридцать три) рубля, по состоянию на 01 января 2009 год (за 2009 год) составляет 9 816 210 (девять миллионов восемьсот шестнадцать тысяч двести десять) рублей. В соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случая определения рыночной стоимости земельного участка и кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости. Давая оценку заключений специалистов о рыночной стоимости земельного участка, суд считает ее правильной, проведенной на основании рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил. Также, в связи с тем, что Туапсинским отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю неверно была определена кадастровая стоимость земельного участка, истцу Межрайонная ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю неправильно установила размер земельного налога подлежащего уплате налогоплательщиком за 2007, 2008 и 2009 года. Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база в отношении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, ошибочное определение кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № повлекло за собой предоставление Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю недостоверных сведений о налоговой базе в отношении данного земельного участка в налоговый орган, и, соответственно, неверное определение Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю размера земельного налога на земельный участок за 2007, 2008 и 2009 года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ. РЕШИЛ: Иск Гумерова Ф.Ф. - удовлетворить. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: