«К делу № 2-932/12» Именем Российской Федерации 10 октября 2012 года г.Туапсе Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: Желдаковой В.П., С участием Заявителя: Солдатовой М.В., ее представителя Маркелова А.Б., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности серии № от 14.08.2012 года, зарегистрированной в реестре за №; Представителя администрации МО Туапсинский район - Дзюба Н.С., действующей по доверенности от 03.05.2012 года №; Представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - исполняющего обязанности начальника Туапсинского отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю - Гомцяна А.Е., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности серии № от 01.03.2012 года, зарегистрированной в реестре за №; При секретаре судебного заседания: Хатковой З.З., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Солдатовой М.В. об обжаловании действий (бездействия), решений органа местного самоуправления - администрации МО Туапсинский район, признании их незаконными, обязании устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Солдатова М.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия), решений органа местного самоуправления - администрации МО Туапсинский район, выразившиеся в отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 661 кв.м., расположенного по адресу: г. Туапсе <адрес> с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, признании их незаконными, обязании устранить нарушения путем заключения соответствующего договора аренды земельного участка. Свои требования мотивировала тем, что на основании заявления администрацией МО Туапсинский район подготовлена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале, в которой установлены и согласованы, в соответствии с административным регламентом, границы формируемого земельного участка из земель государственной собственности, площадью 661 кв.м., расположенного по адресу г. Туапсе <адрес>. Схема утверждена Постановлением администрации МО Туапсинский район № от 31.05.2011 года, где также определена категория земли, и установлен вид разрешенного использования. Так, в соответствии с утвержденной схемой, и постановление, выполнен межевой план, который согласован с ГУ КК Туапсинское лесничество, что указывает на тот, факт, что данный земельный участок не расположен и не нарушает границы лесного фонда. После проведения государственного кадастрового учета сформированного земельного участка, который не выявил ни каких накладок и нарушений ранее установленных границ лесного фонда, при обращении в администрацию МО Туапсинский район с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду через публикацию в СМИ, которая осуществлена в газете «Черноморье сегодня» от 17.05.2012 года № 52. Также, согласован проект договора с должностными лицами администрации, и направлен на подпись главе администрации, который отказал в согласовании ссылаясь на наличие накладки на земли лесного фонда. Считает, что данный отказ является незаконным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, в связи с отсутствием нарушений границ земельного участка с границами лесного фонда, а также нарушающим положения Земельного законодательства РФ и ее право на приобретение в аренду земельного участка, в связи с чем вынуждена обратиться в суд. В судебном заседании заявитель Солдатова М.В., и ее представитель по доверенности Маркелов А.Б., доводы и требования заявления поддержали в полном объеме, считают, что своим отказом орган местного самоуправления - администрация МО Туапсинский район нарушает положения действующего законодательства РФ, а также права заявителя на приобретение в аренду земельного участка, расположенного в г. Туапсе ул. <адрес> т.к. в соответствии с законом Солдатова М.В. выполнила все необходимые процедуры по формированию, согласованию и предоставлению земельного участка ей в аренду. Просили признать действия администрации МО Туапсинский район по отказы в заключении договора аренды земельного участка незаконным, и обязать администрацию МО туапсинский район заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 661 кв.м., расположенного по адресу г. Туапсе <адрес> с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Представитель администрации МО туапсинский район - Дзюба Н.С., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, не возражала в удовлетворении требований в части обязания администрации в заключении договора аренды земельного участка. В обоснование своей позиции представила письменный отзыв, при этом пояснив, что по состоянию на 16.08.2012 года, т.е. на момент отказа в предоставлении Солдатовой М.В. земельного участка, в государственном кадастре недвижимости имелись данные о том, что земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу г. Туапсе Туапсинское лесничество, площадью 683144 кв.м., категории земель - земли лесного фонда, с разрешенным использованием - для размещения лесопарков. Считает, что органом местного самоуправления правомерно было отказано в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, с учетом имеющихся сведений, и права Солдатовой М.В. не нарушены. Поскольку, в настоящее время, с учетом внесения изменений в границы земельного участка, относящегося к Туапсинскому лесничеству, установлено, что накладка земельных участков отсутствует, то испрашиваемый Солдатовой М.В. земельный участок может быть предоставлен в аренду. Представитель заинтересованного лица - Туапсинского отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю - Гомцян А.Е., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что накладка границ земельных участков, имеющих кадастровые номера № № и №, отсутствует, изменения в границы земельных участков не вносились. В подтверждение своей позиции представил описание земельных участков, согласно которого по состоянию на 2008 года земельные участки являлись самостоятельными видами объектов недвижимости, и их границы не накладывались друг на друга. Считает, что отказ органа местного самоуправления, со ссылкой на тот, что испрашиваемый земельный участок Солдатовой М.В. находится в границах лесного фонда, не соответствует действительности, в связи с чем разрешение спора оставил на усмотрение суда. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования Солдатовой М.В., подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с главой 25 ГПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, судья, в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, вынесшего оспариваемый акт, решение или совершившего оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и свободы заявителя, созданы ли препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые могут выступать в качестве собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут предоставляться их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Наличие права государственной или муниципальной собственности на землю является условием определения размеров арендной платы, являющейся регулируемой ценой. Статьей 30 Земельного кодекса регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Из системного толкования указанных норм следует, что положениями статей 30, 31 Земельного кодекса предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков для целей строительства. Так, в судебном заседании установлено, что Постановлением администрации МО Туапсинский район от 31.05.2011 года № утверждена схема расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Туапсе <адрес> На основании заявления Солдатовой М.В. подготовлен межевой план земельного участка, который в последующем поставлен на кадастровый учет. При этом в предоставлении земельного участка, имеющего кадастровый номер №, в аренду Солдатовой М.В. отказано, со ссылкой на то, что согласно сведениям государственного кадастрового учета испрашиваемый земельный участок находится в границах лесного фонда, о чем начальником управления имущественных отношений администрации МО Туапсинского района Ковалевой О.В. 16.08.2012 года за исходящим №, дан ответ. Солдатова М.В., считая, что ее права нарушены, поскольку администрацией МО Туапсинский район фактически отказано в предоставлении ей в аренду земельного участка, обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления, и понуждении устранить нарушения. Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса. Уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении в аренду земельного участка является администрация. Учитывая, что на момент принятия такого решения Солдатовой М.В. были выполнены требования по согласованию выбора земельного участка с соответствующими службами, оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка не имелось, в связи с чем оспариваемые действия администрации не соответствуют нормам ЗК РФ (ст.30, 31). Кроме того, судом установлено, что ссылка администрации МО Туапсинского района на то обстоятельство, что земельный участок находился (находится) в границах земельного участка Туапсинского лесничества, не состоятельна, и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что прямо подтверждается описанием границ земельных участков, схемой земельного участка и кадастровым паспортом земельного участка, предоставленным представителем ФГБУ «ФКП Росреестр», из которых следует, что испрашиваемый Солдатовой М.В. земельный участок с кадастровым номером № расположен вне границ земельного участка, принадлежащего Туапсинскому лесничеству, в том числе по состоянию на 2008 год. Со стороны представителя администрации МО Туапсинский район не представлен доказательств, подтверждающих обоснованность доводов относительно того, что на момент обращения Солдатовой М.В. с соответствующим заявлением имелось наложение границ земельного участка, а в настоящее время внесены изменения в границы земельного участка, относящегося к Туапсинскому лесничеству, и препятствия устранены, в связи с чем суд приходит к убеждению, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в заключении договора аренды являются не законными. Поскольку суду представлен исчерпывающий перечень доказательств, подтверждающих право Солдатовой М.В. на предоставление ей в аренду земельного участка, и с учетом отсутствия противоречивых данных кадастрового учета спорного участка, то проведение землеустроительной экспертизы на предмет обнаружения технической ошибки при проведении землеустроительных работ и последующая надлежащая постановка на кадастровый учет земельных участков, суд считает не целесообразным. Испрашиваемый земельный участок является свободным, следовательно, процедура предоставления этого участка для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса применима, поскольку не создает препятствия для сохранения объектов Туапсинского лесничества. Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Вместе с этим, в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнении в ред. ФЗ от 10.07.2012 года № 110-ФЗ), органы местного самоуправления - администрация МО Туапсинский район, вправе осуществлять в рамках предоставленных полномочий деятельность по предоставлению земельных участков, на основании соответствующего, в пределах их компетенции. При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 указанного Закона должны действовать, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций. В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления - администрация МО Туапсинский район при реализации своих полномочий в рамках земельного законодательства, обеспечивает возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Таким образом, обязав администрацию предоставить Солдатовой М.В. под строительство спорный земельный участок по процедуре, предусмотренной положениями статьи 31 Земельного кодекса, суд нарушит публичные права МО Туапсинский район по вопросам использования, распоряжения и владения земель. В связи с чем, Солдатова М.В. не лишена права обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, на общих основаниях, в рамках действующего законодательства РФ. С учетом изложенного, суд признает, что действия администрации МО Туапсинский район, в части отказа в предоставлении в аренду земельного участка Солдатовой М.В., выразившиеся в ответе от 16.08.2012 года №, являются не обоснованными, что влечет нарушение прав Заявителя, и признаются судом не законными. В свою очередь требования Солдатовой М.В. о понуждении администрации МО Туапсинский район к заключению договора аренды не подлежат удовлетворению, в силу закона. Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. В связи с вышеизложенным, и принимая во внимание разъяснения постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2, Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исследованные и оцененные судом в своей совокупности обстоятельства, подтверждают обоснованность заявленных требований в части. Руководствуясь ст. 194-199, 257 -258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Солдатовой М.В. - удовлетворить частично. Признать действия муниципального образования Туапсинский район в части отказа в заключении с Солдатовой М.В. договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 661 кв.м., расположенный по адресу г. Туапсе ул. <адрес> с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, от 16.08.2012 года № - незаконными. Обязать администрацию МО Туапсинский район устранить нарушения прав Солдатовой М.В., в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Туапсинский городской суд. Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2012 года. Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2012 года. Председательствующий: ___ стр. из