Постановление в отношении ОАО `Туапсегоргаз` по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ



К делу № 5-62/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Туапсе                         28 июля 2011 года

           Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края Желдакова В.П.,

С участием представителя ОАО «Туапсегоргаз» - Фириченко А.А., действующей на основании доверенности

при секретаре судебного заседания Диденко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Туапсегоргаз» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В производство Туапсинского городского суда из Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту Управление) поступило дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Туапсегоргаз» о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения, газопотребления и металлургическому надзору Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Охремчук С.И., действующий на основании доверенности от 05.05.2011 года, в судебное заседание не явился, факсимильной связью представил ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие. Вопрос о назначении наказания оставил на усмотрение суда. При этом, ранее в судебном заседании состоявшимся 27.07.2010 года поддержал требования о привлечении к административной ответственности Общества, пояснив, что 21.07.2011 года в результате внеплановой проверки ОАО «Туапсегоргаз» выявлены нарушения ст. 9 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года, а именно: не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; не обеспечивается наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств в установленные сроки. В связи с выявленными правонарушениями в отношении Общества составлен протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности эксплуатации опасного производственного объекта - газонаполнительной станции. Также выдано предписание от 21.07.2011 года. Кроме того, указал, что по состоянию на 27.07.2011 года нарушения, указанные в предписании, устранены в части, о чем составлено заключение. Так, произведена замена порванной мягкой вставки на вентиляционной установке ВУ 2 на новую; выполнена проверка газоанализаторов специализированной организацией; выполнено устройство защиты резинотканевых рукавов для сливо - наливных операций от статического электричества; произведена выбраковка резинотканевых рукавов для сливо - наливных операций имеющих трещины, надрывы, выбоины; проведены испытания эксплуатируемых резинотканевых рукавов сливо - наливных операций. При этом не устранены следующие нарушения: не выполнена проверка эффективности работы приточно - вытяжной вентиляции; не выполнена блокировка пусковых устройств вентиляционных установок с пусковыми устройствами насосов и компрессоров; допускается эксплуатация технологического газового оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации (более 20 лет); не выполняются ежемесячные проверки срабатывания устройств сигнализации блокировок автоматики безопасности. Считает, что эксплуатация внутреннего технологического оборудования газонаполнительной станции ОАО «Туапсегоргаз» (отделение насосно - компрессорное и наполнения баллонов) представляют угрозу жизни и здоровью персонала и жителей г. Туапсе. Вопрос о назначении наказания оставил на усмотрение суда.

Представитель ОАО «Туапсегоргаз» - Фириченко А.А., в судебное заседание явилась, подтвердила факт наличия нарушения требований промышленной безопасности на момент проведения проверки. Однако в настоящее время часть выявленных нарушений устранены, в связи с чем просила учесть заключение от 27.07.2011 года. Указала, что не против приостановления деятельности в части эксплуатации насосно - компрессорного оборудования, включая вентиляционное оборудование и оборудование для наполнения баков, поскольку в отношении данных объектов нарушения промышленной безопасности в настоящее время не устранены. При этом относительно приостановления эксплуатации иных объектов, в том числе резервуарного парка, где нарушения устранены, возражала. Пояснила, что ОАО «Туапсегоргаз» в соответствии с правоустанавливающими документами, техническим паспортом, является единым опасным производственным объектом, но технический устройства в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, находятся в достаточной отдаленности друг от друга. На территории ОАО «Туапсегоргаз» ежедневно работает около 11 человек, непосредственно на территории резервуарного парка около 5 человек. Резервуары отвечают требованиям безопасности. Также указала, что в настоящее время Управлением наложен временный запрет деятельности эксплуатации опасного производственного объекта - газонаполнительной станции, но подача газа жителям города Туапсе и района обеспечивается посредством заключения срочных договоров с третьими лицами. Для устранения всех нарушений, указанных в протоколе, требуется проведение промышленной экспертизы, на выполнение которой необходимо около 2- 3 недель. Руководством ОАО «Туапсегоргаз» принимаются максимальные меры к обеспечению скорейшего устранения нарушений закона. С учетом изложенного просила применить административное наказание относительно технических устройств, находящихся в производственном здании.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему:

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21.07.2011 года, на основании Распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 05.07.2011 года № 399/14-Р, с целью исполнения протокольного решения заседания Правительства РФ от 17.05.2011 года, проведена проверка в отношении ОАО «Туапсегоргаз», расположенного в г. Туапсе ул. <адрес>

Действия государственного инспектора Управления соответствуют требованиям действующего законодательства, и осуществлены в пределах полномочий, возложенных на должностное лицо. Все процессуальные действия, проведены сотрудниками Управления в присутствии генерального директора ОАО «Туапсегоргаз» Тутушкина И.Г., и на процессуальных документах имеется его подпись.

Так, вина Общества в совершении административного правонарушения      подтверждается:

Актом - предписанием проверки соблюдения требований промышленной безопасности № 399 от 21.07.2011 года, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, а именно:

- в нарушение п. 5.5.7 ПБ 12-609-03 не выполняется ежегодная проверка эффективности работы приточно - вытяжной вентиляции;

- в нарушение п. 5.5.27 ПБ 12-609-03 аварийная вентиляционная установка ВУ 2 находится в неисправном состоянии (порвана мягкая вставка), и не обеспечивается необходимый воздухообмен в технологическом помещении;

- в нарушение п. 5.5.25 ПБ 12-609-03 не выполнена блокировка пусковых устройств вентиляционных установок с пусковыми устройствами насосов и компрессоров;

- в нарушение п. 5.3.7 ПБ 12-609-03, п. 4.2 РД 12-608-03 допускается эксплуатация технологического газового оборудования отработавшего нормативный срок эксплуатации (более 20 лет);

- в нарушение п. 5.12.11 ПБ 12-609-03 не выполняются ежемесячные проверки срабатывания устройств сигнализации и блокировок автоматики безопасности;

- в нарушение п. 5.12.7 не выполняется проверка газоанализаторов контрольными смесями;

- в нарушение п. 5.7.7. ПБ 12-609-03 допускается применение резинотканевых рукавов для сливо - наливных операций без защиты от статического электричества;

- в нарушение п. 13.32 ПБ 12-527-03, п. 5.7.8. ПБ 12-609-03 допускается эксплуатация сливо - наливных рукавов с трещинами, надрывами, выбоинами;

- в нарушение п. 4.21 ПБ 12-527-03 допускаются для выполнения сливо - наливных операций рукава не прошедшие испытание.

Допущенные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу жизни и здоровью сотрудников ОАО «Туапсегоргаз» и населению г. Туапсе.

Далее, государственным инспектором Управления Охремчуком С.И. составлен протокол об административном правонарушении в области промышленной безопасности № 122/14-85 от 21.07.2011 года, согласно которого в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, о чем под роспись уведомлен представитель Тутушкин И.Г.

Также в отношении эксплуатации Обществом опасного производственного объекта - газонаполнительной станции, расположенной в г. Туапсе <адрес>, применены меры обеспечения в виде временного запрета деятельности, о чем составлен протокол № 122/14-85 от 21.07.2011 года.

На основании протокола об административном правонарушении от 21.07.2011 года, с учетом положений КоАП РФ, дело об административном правонарушении в отношении Общества направлено на рассмотрение в Туапсинский городской суд, с ходатайством о применении административного наказания в виде приостановления эксплуатации газонаполнительной станции ОАО «Туапсегоргаз».

Соответственно судом установлено нарушение Обществом при эксплуатации газонаполнительной станции, правил промышленной безопасности в РФ, изложенных в ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Также, в отношении ОАО «Туапсегоргаз» вынесено предписание, которое частично исполнено, что подтверждается пояснениями представителя Управления, данными в судебном заседании, состоявшемся 27.07.2011 года, и представленным заключением.

Между тем не устранены следующие нарушения: не выполнена проверка эффективности работы приточно - вытяжной вентиляции; не выполнена блокировка пусковых устройств вентиляционных установок с пусковыми устройствами насосов и компрессоров; допускается эксплуатация технологического газового оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации (более 20 лет); не выполняются ежемесячные проверки срабатывания устройств сигнализации блокировок автоматики безопасности.

При этом, согласно заключению Управления от 27.07.2011 года, эксплуатация внутреннего технологического оборудования газонаполнительной станции ОАО «Туапсегоргаз» (отделение насосно - компрессорное и наполнения баллонов) представляет угрозу жизни и здоровью персонала и жителей г. Туапсе.

Однако, в судебном заседании установлено, что ОАО «Туапсегоргаз» представляет собой единый опасный производственный объект, в состав которого входят технические устройства, в том числе емкости подземные для хранения сжиженного газа, и производственное здание с насосно - компрессорным оборудованием, вентиляционным оборудованием и оборудованием для наполнения баллонов. Неделимость технологического оборудования ОАО обусловлена невозможностью обеспечения безопасности производства в целом при отчуждении даже части оборудования.

Поэтому доводы представителя ОАО «Туапсегоргаз» о возможности приостановления эксплуатации части технических устройств, входящих в состав единого опасного объекта ГНС, не основаны на законе.

В своем ответе от 28.07.2011 года государственный инспектор Охремчук С.И. не поддержал позицию, изложенную в заключении, и разрешение вопроса о назначении наказания оставил на усмотрение суда.

Следовательно, доводы представителя Общества о том, что будут приняты необходимые меры, направленные на устранение нарушений требований промышленной безопасности, суд находит необоснованными, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов, согласно Приложению N 1, относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе: воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.

Как следует из материалов дела обществом эксплуатируется опасный производственный объект - емкости подземные для хранения сжиженного газа (3 штуки) и в производственном здании: насосно - компрессорное оборудование, вентиляционное оборудование и оборудование для наполнения баллонов.

Статья 3 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ (в ред. От 18.07.2011 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регламентирует, что Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Статья 9 приведенного выше Федерального закона устанавливает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности, допускать к работе на таком объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Работники же опасного производственного объекта этой нормой Закона обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, а также проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Осуществление хозяйственной деятельности ОАО «Туапсегоргаз» с нарушением требований промышленной безопасности подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Поскольку общество эксплуатирует опасный производственный объект с нарушением требований промышленной безопасности, то его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица. Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Усиливающееся негативное влияние различных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах различной организационно-правовой формы и формы собственности представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

Поскольку совершение данного правонарушения не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица, привлекаемого к ответственности, и может вызвать угрозу жизни и здоровья гражданам, (в том числе относительно лиц непосредственно занятых на работе в ОАО «Туапсегоргаз»), с целью защиты законных интересов граждан РФ, государства от административных правонарушений и предупреждения административных правонарушений, суд приходит к выводу, что для обеспечения реализации задач ответственности, к виновному юридическому лицу следует применить административное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности.

Применение административного наказания в виде административного штрафа, суд считает нецелесообразным, поскольку данное наказание является чрезмерно мягким, и это не будет препятствовать Обществу в эксплуатации опасного производственного объекта, и может повлиять на возможность наступления не благоприятных последствий как для персонала Общества так и для жителей г. Туапсе, соответственно может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо Открытое Акционерное Общество «Туапсегоргаз» виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначить административное наказание, в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации опасного производственного объекта - газонаполнительной станции ОАО «Туапсегоргаз», расположенной по адресу г. Туапсе ул. <адрес>, сроком на 90 (девяносто) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с 28 июля 2011 года.

Разъяснить, что на основании ходатайства юридического лица, суд досрочно может прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней в вышестоящий суд.

Судья: _____

стр. из