Постановление в отношении ООО `Кубаньэкопереработка` по ст.19.7 КоАП РФ



                  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 февраля 2012 года          Судья Туапсинского городского суда

Калиманов О.Н., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении ООО «Кубаньэкопереработка», расположенное в <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КРФоАП,

                      У С Т А Н О В И Л:

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в Туапсинский городской суд направлен материал об административном правонарушении в отношении ООО «Кубаньэкопереработка», расположенное в <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КРФоАП, выразившееся в том, что указанное юридическое лицо в лице его исполнительного органа в виде непредставления в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, по запросу (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 15 ноября 2011 г. в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Кубаньэкопереработка» по ст.8.2 КРФоАП и срок исполнения которого был установлен до 22 ноября 2011 г.

Представитель административного органа, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, от явки в суд уклонился и суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Директор ООО «Кубаньэкопереработка» - Жученко А.Д. в судебном заседании не согласился с протоколом об административном правонарушении по тем основаниям, что у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея отсутствовали законные основания для проведения проверки деятельности общества и требования у него документов.

Кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола, административным органом были нарушены нормы процессуального законодательства, а именно ст.ст.25.1, 28.2 КРФоАП, поскольку законный представитель юридического лица не был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении 14 декабря 2011 г., в связи с чем был лишен правом воспользования процессуальными правами, предусмотренными указанными выше нормами. Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Суд, заслушав объяснения представителя ООО «Кубаньэкопереработка», исследовав материалы дела об административном правонарушении считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.25.1, 28.2 КРФоАП протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица привлекаемого к административной ответственности.

При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В протоколе об административном правонарушении указываются помимо прочего, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КРФоАП протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, только в случае неявки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении должностным лицом Росприроднадзора был составлен 14 декабря 2011 г. в отсутствие законного представителя юридического лица - ООО «Кубаньэкопереработка» и в материалах административного производства отсутствуют сведения о том, что законный представитель юридического лица уведомлялся в установленном порядке о месте и времени составления протокола именно 14.12.2011 г. В материалах дела имеется полученное уведомление ООО «Кубаньэкопереработка» о более позднем времени составления протокола, т.е. 19 декабря 2011 г., а фактически протокол был составлен на пять дней раньше.

Нарушение права присутствия законного представителя лица привлекаемого к административной ответственности при составлении протокола повлекло за собой нарушение его иных предоставленных прав как вправа знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представлении замечания по содержанию протокола, а так же иных, предусмотренных ст.28.2 КРФоАП.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.ст.28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Принимая во внимание изложенные выше требования законодательства к оформлению протокола об административном правонарушении, внесении в него указанных сведений и то обстоятельство, что данные требования административным органом при составлении протокола выполнены не были, при подготовке дела к слушанию надлежало в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, которыми составлен протокол.

Отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и указанных выше, в виду их значимости для данной категории дел об административном правонарушении является существенным недостатком протокола и такие недостатки протокола не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Кроме того, в соответствии с п.10 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Принимая во внимание, что допущенные нарушения норм КРФоАП при составлении протокола об административном правонарушении являются невосполнимыми и в настоящее время возможность их восполнения утрачена в связи с фактическим истечением сроков привлечения к административной ответственности, предусмотренных ст.4.5 КРФоАП, то производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КРФоАП.

                     П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Кубаньэкопереработка», расположенное в <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КРФоАП.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

                   Председательствующий: