К делу № 12-78/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «16» августа 2012 года Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края: Желдакова В.П., С участием заявителя Ковалевой А.В., Представителя Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю - начальника ОИК № 7 (с местом дислокации в г. Туапсе) ООПНМ УФМС России по Краснодарскому краю в Туапсинском районе - Силицкого Н.Н., действующего на основании доверенности от 13.02.2012 года №; При секретаре судебного заседания: Хатковой З.З., Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ковалевой А.В. на постановление Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в Туапсинском районе по делу об административном правонарушении от 18.07.2012 года, У С Т А Н О В И Л: 18 июля 2012 года Управлением Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, в лице врио начальника отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Туапсинском районе подполковником полиции Ночевным Б.Р. вынесено постановление № о привлечении Ковалевой А.В., как должностного лица - руководителя службы приема и размещения ООО «Газпром Ямал», к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Ковалева А.В., считая, что она незаконно привлечена к административной ответственности, обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление от 18.07.2012 года, производство по делу прекратить. Данные требования мотивировала тем, что она не совершала вменяемого ей правонарушения, поскольку функция по выполнению обязанностей принимающей иностранных граждан стороны, на нее не возложена, что прямо следует из должностной инструкции. Кроме того, считает, что постановление в отношении нее вынесено не правомерным лицом. В обжалуемом постановлении не указано какие именно части ст.ст. 2.1, и 2.2 КоАП РФ, на которые ссылается врио начальника ОУФМС России по КК в Туапсинском районе, учитывались при вынесении постановления, при этом примечание к ст. 18.9 КоАП РФ применяется исключительно при нарушении должностным лицом организации, принимающей в РФ, иностранных лиц и (или) лиц без гражданства, в отношении двух или более принимаемых иностранных лиц, тогда как ей вменяется нарушение в отношении учета одного гражданина Нидерландов В.М.. Считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены требования ст. 24.1 КоАП РФ, а именно не обеспечено объективное выяснение обстоятельств, в том числе не приняты во внимание ее пояснения, указанные в протоколе об административном правонарушении; не обеспечено выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, которыми фактически является нарушение ОУФМС России по КК в Туапсинском районе требований Постановления Правительства РФ от 10.05.2012 года № 310, выразившееся в не желании отдела обеспечить исполнение Правил, в части касающейся заключения с ООО «Газпром Ямал» соглашения об информационном обмене сведениями. Кроме того, ОУФМС не проводит инструктаж сотрудников Общества по вопросу миграционного учета иностранных граждан. Просила отменить указанное постановление, как противоречащее фактическим обстоятельствам дела, и не соответствующее требованиям закона. В судебное заседание Ковалева А.В. явилась, требования жалобы поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю - начальник ОИК № 7 (с местом дислокации в г. Туапсе) ООПНМ УФМС России по Краснодарскому краю в Туапсинском районе - Силицкий Н.Н., действующий на основании доверенности, требования жалобы не признал, просил в удовлетворении отказать. При этом, пояснил, что Ковалева А.В., как должностное лицо ООО «Газпром Ямал», на которую возложены соответствующие обязанности принимающей стороны, в силу должностных обязанностей, нарушила требования ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Так, Ковалева А.В. зарегистрировала прибытие в ООО «Газпром Ямал» гражданина Нидерландов В.М. - 15.06.2012 года, а сведения в ОУФМС России по КК в Туапсинском районе подала 19.06.2012 года, что подтверждается делом об административном правонарушении. Учитывая данные обстоятельства, с учетом положений действующего КоАП РФ, Ковалева А.В. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, что является законным и соответствующим фактически имевшим место событиям. Считает, что оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу не имеется. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что жалоба подлежит удовлетворению. Из общих положений Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону. В силу статьи 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" изменение сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета (включая сроки пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), предполагает сообщение об этом в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Для целей обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации главой 18 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в том числе и за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета (часть 4 статьи 18.9). При этом закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5). На основании ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Административным правонарушением, в силу ст. 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или иными законами установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета. Данные предписания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключают возможность необоснованного привлечения лица к административной ответственности. Таким образом, в целях установления субъекта обязанности представления уведомления о прибытии иностранного гражданина, по смыслу миграционного законодательства, и в целях привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП необходимо установить, кто является принимающей стороной. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации. Из протокола об административном правонарушении и постановления должностного лица следует, что 19.06.2012 года в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Туапсинском районе обратилась Е.Ю., как должностное лицо - ведущий специалист службы приема и размещения ООО «Газпром Ямал», с заявлением о постановке на миграционный учет в Общество иностранных граждан, в том числе гражданина Нидерландов - В.М.. Согласно докладной записке специалиста - эксперта ОУФМС РФ по КК в Туапсинском районе Г.С., вышеуказанные уведомления представлены с нарушением сроков, установленных ст. 20 ФЗ РФ от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». В силу положений ст. 20 вышеуказанного ФЗ, в редакции ФЗ от 06.12.2011 года, Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постановке на учет по месту пребывания подлежат: временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин, в том числе находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в данном случае в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением. Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае принимающей стороной является - юридическое лицо ООО «Газпром Ямал». Между тем, согласно представленным в материалах дела доказательствам, судом установлено, что Ковалева А.В., в отношении которой вынесено обжалуемое постановление, является руководителем службы приема и размещения ООО «Газпром Ямал», и ей от имени генерального директора Общества выдана доверенность на право уведомления Управления ФМС по КК в Туапсинском районе о прибытии иностранных граждан от 04.05.2012 года №. При этом, аналогичная доверенность выдана ведущему специалисту службы приема и размещения Общества - Е.Ю. от 04.05.2012 года №. В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена Е.Ю., которая пояснила, что находится в подчинении у руководителя службы размещения и приема Ковалевой А.В., и согласно внутренних правил, уведомляет ОУФМС России по КК в Туапсинском районе о прибытии и убытии иностранных граждан. Следовательно, представителем ОУФМС России по КК в Туапсинском районе не представлено убедительных доводов в подтверждение обоснованности вынесенного в отношении Ковалевой А.В. постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, как должностного лица, ответственного за исполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, установленных ФЗ. Вместе с этим представителем ОУФМС России по КК в Туапсинском районе не представлено надлежащих доказательств того, что Ковалевой А.В. было поручено выполнять на основании распоряжений и приказов генерального директора Общества, обязанности, невыполнение которых образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, либо данные трудовые обязанности возложены на нее на основании обязательств по трудовому договору, правилами внутреннего трудового распорядка, техническими правилами, и привлечение Ковалевой А.В. к административной ответственности по данным основаниям является «объективным мнением». Не содержится данных обязанностей и в должностной инструкции руководителя службы приема и размещения, утвержденных генеральным директором 15.04.2012 года. Кроме того, как следует из представленного дела об административном правонарушении, указанные выше нарушения, были выявлены в работе ООО «Газпром Ямал», а не именно в работе руководителя службы размещения и приема Ковалевой А.В. Сама служба размещения и приема состоит из отделов, имеет подчиненных, заместителей, ведущих специалистов, и на кого возложены обязанности по выполнению указанных выше работ представителем ОУФМС России по КК в Туапсинском районе, не представлено. Соответственно, субъект правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, отделом УФМС России по КК в Туапсинском районе, при составлении протокола об административном правонарушении, а также вынесении обжалуемого постановления, достоверно не установлен. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление вынесено в отношении не надлежащего лица, и при таких обстоятельствах, суд считает, что доводы жалобы Ковалевой А.В. являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме. Вместе с этим, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ, что также разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л: Жалобу Ковалевой А.В. - удовлетворить. Постановление по делу об административном правонарушении № от 18 июля 2012 года, принятое врио начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в Туапсинском районе подполковником полиции Ночевным Б.Р. в отношении должностного лица - руководителя службы приема и размещения ООО «Газпром Ямал» Ковалевой А.В. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя службы приема и размещения ООО «Газпром Ямал» Ковалевой Аллы Владимировны - прекратить. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Туапсинский городской суд. Председательствующий: __________подпись___________ Копия верна: Судья Туапсинского городского суда В.П. Желдакова