Дело № 2-2457/2009
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2010 г. г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Дмитриевой Е.Г.,
при секретаре Гузаировой А.И.,
с участием истца Зариповой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Т.Н. к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат,
У С Т А Н О В И Л:
Зарипова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование исковых требований указала, что имеет статус подвергшейся радиационному воздействую вследствие аварии на ПО «Маяк», состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: ..., принадлежащей на праве собственности ее бывшему мужу ФИО1 Просит обязать Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обеспечить, а администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска предоставить ей государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения из расчета на трех человек (сына ФИО2 и внучку ФИО4) с освобождением от обязательства о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В судебном заседании Зарипова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, в судебное заседание не явился, ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором исковые требования не признает, указав, что истец с 05 августа 1998г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи 2-х человек, впоследствии семья истца разделилась на две семьи. Истцом не представлены сведения о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений у ФИО5 - мужа истца. При таких обстоятельствах истец не может выполнить условия, предусмотренные пунктом 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы л.д.75-77).
Представитель ответчика Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился, ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что Министерством сформирован сводный список граждан - получателей социальной выплаты в Челябинской области на 2011 год, в данном списке очередь Зариповой (И.) Т.Н. Номер обезличен, состав семьи - 2 человека, дата постановки на учет - 05 августа 1998г. При открытии финансирования и выделении ГЖС Челябинской области в 2011г. оформление и выдача ГЖС будет осуществляться при наличии полного пакета документов в порядке очередности л.д.85-86).
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в части.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует указанным в нем категориям граждан, в том числе гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 7 части первой статьи 17).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008г. № 257) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 г. № 257) право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Судом установлено, что Зарипова (ранее - И.) Т.Н. на основании удостоверения серии Номер обезличен, выданного 26 марта 1995г., имеет статус добровольно выехавшей из населенного пункта ..., подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов реку Теча л.д.37).
Зарипова Т.Н. с 02 июня 1992 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....
Также по названному адресу зарегистрированы по месту жительства ее сын ФИО2, внучка ФИО4, Дата обезличенаг.р., несовершеннолетний ФИО3, Дата обезличена г.р., а также ее бывший муж ФИО1, брак с которым расторгнут Дата обезличенаг. л.д.10,11).
Названная квартира принадлежит на праве собственности на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан Номер обезличен от 14 октября 2009 г. ФИО2 л.д.52-54).
Решением жилищной комиссии Тракторозаводского исполкома Номер обезличен от 05 августа 1998 г. Зарипова (И.) Т.Н. с семьей из двух человек поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по льготному списку Номер обезличен л.д.27).
Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 24 марта 2010г. несовершеннолетняя ФИО4, Дата обезличена г.р. - внучка истца признана членом ее семьи л.д.91-92).
Дата обезличена г. истцом заключен новый брак с ФИО5 л.д.9).
Зарипова (И.) Т.Н. обратилась с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска 02 октября 2006г. л.д.70-71).
По сведениям, представленным Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в компетенцию которого входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Челябинской области, Министерством сформирован сводный список граждан - получателей социальной выплаты в Челябинской области на 2011 год, в данном списке очередь Зариповой (И.) Т.Н. Номер обезличен, состав семьи - 2 человека, дата постановки на учет - 05 августа 1998г. л.д.86).
В соответствии с пунктами 13,16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 г. № 257), социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно пункту 16.1 названных Правил, введенному Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 408, норматив, указанный в п.16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В силу пункта 16.2 указанных Правил, введенного Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 408, в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а"-"ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Истец Зарипова Т.Н., ее сын ФИО2 и внучка ФИО4 жилых помещений на праве собственности не имеют л.д. 55-58). Муж истца ФИО5 также не имеет жилых помещений на праве собственности, что подтверждается справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» от 30 сентября 2010г. л.д.95), сообщениями Управления Росреестра от 16 сентября 2010г. л.д.94).
При таких обстоятельствах, поскольку бывший муж истца - ФИО1 перестал являться членом семьи Зариповой Т.Н., право на участие в вышеназванной подпрограмме он утратил.
Соответственно, Зарипова Т.Н. при получении государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, должна быть освобождена от обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения - квартиры ... дома ... по ... в государственную или муниципальную собственность, поскольку данное жилое помещение не принадлежит ей и членам ее семьи, участвующим в подпрограмме.
Таким образом требования Зариповой Т.Н. в этой части подлежат удовлетворению.
Между тем оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить государственный жилищный сертификат суд не усматривает.
В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти (пункт 28 названных Правил).
В силу пункта 36 указанных Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.
Таким образом, выдача государственного жилищного сертификата производится после распределения объема финансирования в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке.
Как было указано выше, Зарипова Т.Н. включена в сводный список граждан - получателей социальной выплаты в Челябинской области на 2011 год, ее очередь Номер обезличен.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы была утвержденна Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающего доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Срок действия программы 2002-2010 годы.
Выдача Зариповой Т.Н. государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, возможна в случае продления Правительством РФ названной выше программы, либо принятием новой программы, направленной на улучшение жилищных условий граждан.
В настоящее время право Зариповой Т.Н. на получение социальной выплаты ответчиками не оспаривается. Состав семьи Зариповой Т.Н. подлежит уточнению при достижении ее очередности, так как он может быть изменен.
Внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах требования Зариповой Т.Н. о предоставлении е й государственного жилищного сертификата не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в части.
Освободить Зарипову Т.Н. при получении государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, от обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения - квартиры ... дома ... по ... в государственную или муниципальную собственность.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Е.Г.Дмитриева