Дело № 2-2989/2010
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» ноября 2010 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Горлач Б.Н.,
с участием помощника прокурора Щербенко Д.П.,
при секретаре Михайловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ф.», г. Москва, обществу с ограниченной ответственностью «Г.», г. Челябинск, обществу с ограниченной ответственностью «И.», г. Челябинск о признании действий незаконными, прекращении деятельности, о присуждении к исполнению обязанности,
установил:
Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Ф.», ООО «Г.» о признании незаконными действий по размещению игровых автоматов в нежилом помещении - павильоне по адресу: <адрес>, по эксплуатации (организации работы) зала игровых автоматов по указанному адресу, по ведению деятельности по организации азартных игр с использованием игровых автоматов под прикрытием проведения стимулирующей лотереи, по нарушению законодательства о лотереях. Кроме того, прокурор просит обязать указанных ответчиков прекратить деятельность лотерейного клуба по адресу: <адрес>, демонтировать аппараты и вывезти их из указанного помещения. К ответчику ООО «И.» иск предъявлен о запрещении предоставлять нежилое помещение (павильон) по адресу: <адрес>, для размещения игорного и лотерейного оборудования.
В обоснование указанных требований прокурор указал, что в принадлежащем ООО «И.» нежилом помещении (павильоне) по адресу: <адрес>, ответчиком ООО «Г.» (оператор лотереи) с использованием электронного оборудования фактически организовано проведение азартных игр.
Помощник прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска Щербенко Д.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Ответчики ООО «Ф.», ООО «Г.», ООО «И.» о времени и месте рассмотрения дела извещены по месту нахождения, откуда поступили сведения об отсутствии организаций.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1).
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ).
Частью 7 статьи 16 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Челябинская область частью 2 статьи 9 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ не отнесена к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны.
Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей определены Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (статья 1).
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.
Согласно части 6 статьи 3 ФЗ «О лотереях» в зависимости от технологии проведения лотерея может проводится в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша.
В силу части 7 статьи 3 ФЗ «О лотереях»проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 3 ФЗ «О лотереях» (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях") проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
В ходе прокурорской проверки, проведенной 08.06.2010, установлено, что в нежилом помещении, расположенном в павильоне по адресу: <адрес>, организована деятельность лотерейного клуба под прикрытием стимулирующей лотереи, с нарушением законодательства о лотереях, фактически осуществляется деятельность по проведению азартных игр с использованием специального игрового оборудования - 24 игровых автомата под видом лотерейных аппаратов.
Установлено, что на основании договора аренды нежилого помещения от 23.05.2010 ООО «Г.» арендует нежилое помещение у ООО «И.».
В ходе осмотра установлено, что часть площади нежилого помещения по <адрес>, сдана в аренду ООО «Г.» для размещения лотерейного оборудования, в количестве 24 единиц электронного оборудования. На момент осмотра 24 единицы электронного оборудования находились во включенном рабочем состоянии:
1. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 14, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
2. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 13, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
3. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 12, с установленной игровой программой «Лото сейфы - резиденты»;
4. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 11, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
5. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 10, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
6. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 9, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
7. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 8, с установленной игровой программой «Лото резиденты»;
8. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 7, с установленной игровой программой «Лото обезьяны»;
9. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 25, с установленной игровой программой «Лото резиденты»;
10. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 24, с установленной игровой программой «Лото резиденты»;
11. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 23, с установленной игровой программой «Лото обезьяны»;
12. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 22, с установленной игровой программой «Лото гараж»;
13. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 21, с установленной игровой программой «Лото гараж»;
14. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 20, с установленной игровой программой «Лото пробки»;
15. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 1, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
16. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 2, с установленной игровой программой «Лото резиденты»;
17. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 4, с установленной игровой программой «Лото пробки»;
18. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 5, с установленной игровой программой «Лото обезьяны»;
19. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 6, с установленной игровой программой «Лотофрукты»;
20. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 10, с установленной игровой программой «Лото гномы»;
21. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 16, с установленной игровой программой «Лото обезьяны»;
22. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 17, с установленной игровой программой «Лото кексы»;
23. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 18, с установленной игровой программой «Лото пробки»;
24. Электронный лототрон «Лото 2», заводской номер № (порядковый номер 19, с установленной игровой программой «Лото сейфы».
Актом проверки от 12.05.2010 зафиксировано, что все автоматы обособлены друг от друга и не объединены сетью электросвязи.
Из представленной документации следует, что согласно выписке из государственного реестра всероссийский лотерей <данные изъяты> организатором стимулирующей лотереи является общество с ограниченной ответственностью «Ф.» (ОГРН №, ИНН №) далее - ООО «Ф.», организатор).
Согласно договору № между ООО «Ф.» и ООО «Г.» последнее обязалось в качестве оператора стимулирующей лотереи осуществлять проведение ее розыгрыша в срок с момента его подписания и до 29.07.2010 года от имени организатора и за его счет на собственном оборудовании.
Согласно «Условиям стимулирующей лотереи» (л.д. 99), утвержденным генеральным директором ООО «Ф.» ФИО1 без даты, для участия в лотерее потенциальному участнику необходимо приобрести Товар в период с 29.07.2009 по 08.07.2010, сохранить кассовый чек или другой документ от покупки Товара, выданный продавцом товара, предъявить чек представителю Организатора в местах продажи Товара и проведения Лотереи. При предъявлении Чека на нем проставляется фраза «Погашено» после этого чеки с данными отметками участвовать в акции не могут. Каждый покупатель, купивший товар ООО «Ф.» получает подарочные баллы, которые участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании. Организатор стимулирующей лотереи не обременяет призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками стимулирующей лотереи по передаче (предоставлению) выигрышей, а также не использует средства призового фонда стимулирующей лотереи иначе, чем на передачу (предоставление выигрышей).
Лотерея по способу ее проведения является тиражной (л.д. 99). Осмотром установлено, что кнопки на аппаратах обозначены как «ставка», «забрать», «помощь», «lL/лево», «3L», «5L», «10L», «15L/право», «максимальная ставка» и др. на нижней поверхности аппаратов имеется автоматическое устройство «ввод-снятие кредитов», через которое с помощью электронного ключа, находящегося у сотрудника клуба, вводится либо снимается кредит.
При соприкосновении электронного ключа с устройством, сотрудник клуба с помощью кнопок, расположенных на игровой панели автомата, вносит определенной количество лотерейных баллов, согласно количеству, указанному на билете лотереи под защитным слоем. Кнопки на аппарате под названием «L» соответствуют определенному количеству баллов: 10, 100, 1000. Количество очков может быть равно 100, 500 и 1000 баллов, соответственно стоимость периодических изданий - календарей, открыток определятся в <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
Из письменных объяснений, отобранных помощником прокурора у сотрудника клуба ФИО2 от 07.06.2010 следует, что он состоит в должности оператора-продавца в обязанности которого входит продажа календарей и открыток, стоимостью <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей, продав который он (ФИО2) вбивает вырученную сумму в игровой автомат.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ, ставкой является денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ, деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры, признается деятельностью по организации и проведению азартных игр.
«Условиями стимулирующей лотереи» прямо предусмотрено предоставление участникам лотереи возможность игры на игровом оборудовании, делая ставки, при этом возможным последствием этой игры является выигрыш участником бонусных очков или кредитов, за которые общество обязуется выплатить участнику лотереи сумму выигрыша в денежном эквиваленте.
Стоимость календаря или открытки, покупатели которых участвуют в стимулирующей лотерее, изначально определяет количество лотерейных баллов, размер которых указан на них.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что определение суммы выигрыша либо проигрыша каждого участника определяется программой, установленной в аппарате, после нажатия посетителем кнопок автоматов, выставления «ставок». При таких обстоятельствах очевидно, что поэтапные сбор, обработка информации, а тем более формирование и розыгрыш общего призового фонда не осуществляются. Потому технология проведения лотереи на обособленном автомате не может быть отнесена к проведению поэтапной лотереи в обычном режиме.
Кроме того, проведение ответчиками лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования противоречит части 7 статьи 3 ФЗ «О лотереях», поскольку согласно указанной норме проведение лотерей по такой технологии осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, осуществляемая деятельность не соответствует признакам стимулирующей лотереи, установленным Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ, так как право на участие в данной лотерее непосредственным образом связано с внесением игроками денежных средств, которое фактически не связано со стимулированием продаж продукции - календарей и открыток (л.д. 23), поскольку она фактически не выдается.
Учитывая установленные обстоятельства, лотерея, фактически, является азартной игрой, поскольку является соглашением, основанным на риске о выигрыше, заключенным участником с организатором азартной игры, с использованием игрового автомата. Риск в данном случае выражен в возможности проигрыша внесенных денежных средств.
Таким образом, ответчиками ООО «Ф.», ООО «Г.» осуществляется запрещенная на территории Челябинской области деятельность по организации и проведению азартных игр.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (статья 1065 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Ответчиком в нарушение требований закона на территории Челябинской области 14.07.2009 фактически осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, что не отвечает целям защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными действий ответчиков ООО «Ф.», ООО «Г.» по эксплуатации (организации работы) зала игровых автоматов по адресу: <адрес>, по ведению деятельности по организации азартных игр с использованием игровых автоматов под прикрытием проведения стимулирующей лотереи, а также о возложении на указанных ответчиков обязанности прекратить деятельность лотерейного клуба по адресу: <адрес>.
Оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконной деятельности ответчиков по размещению игровых автоматов в нежилом помещении - павильоне по адресу: <адрес>, о возложении обязанности демонтировать игровые автоматы, вывезти их из помещения суд не усматривает в связи со следующим.
Из системного толкования норм, содержащихся в ст. 3, 5, 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ, следует, что законодателем введены ограничения на использование игровых автоматов для организации и проведения азартных игр. В частности такие ограничения содержатся в ст. 5 указанного Федерального закона, в соответствии с которой игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом.
Названным Федеральным законом введены ограничения не на всякое использование игровых автоматов, а только лишь на их использование, связанное с деятельностью по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, т.е. деятельности, направленной на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В силу пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
К числу вещей, изъятых из оборота, игровые автоматы законом не отнесены.
Поскольку прокурором не представлено доказательств того, что не связанное с деятельностью по организации и проведению азартных игр использование ответчиком игровых автоматов противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании незаконной деятельности ответчиков по размещению игровых автоматов в нежилом помещении - павильоне по адресу: <адрес>, о возложении обязанности демонтировать игровые автоматы, вывезти их из помещения.
Требования прокурора к ответчику ООО «И.» о запрещении предоставлять нежилое помещение (павильон) по адресу: <адрес>, для размещения игорного и лотерейного оборудования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Законодателем определено понятие игрового оборудования - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16 статьи 4 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ). Понятие игорного оборудования законодателем не установлено, запреты и ограничения на его размещение не определены, поэтому требования прокурора о запрещении ООО «И.» предоставлять нежилое помещение для размещения игорного оборудования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Требования прокурора о запрещении ООО «И.» предоставлять нежилое помещение для размещения лотерейного оборудования удовлетворению не подлежат, поскольку размещение лотерейного оборудования в нежилом помещении закону не противоречит.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчиков ООО «Ф.», ООО «Г.» в доход муниципального образования г. Челябинск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме по <данные изъяты> руб. с каждого ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Тракторозаводского района города Челябинска к обществу с ограниченной ответственностью «Ф.», г. Москва, обществу с ограниченной ответственностью «Г.», г. Челябинск удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ответчиков ООО «Ф.», ООО «Г.» по эксплуатации (организации работы) зала игровых автоматов по адресу: <адрес>, по ведению деятельности по организации азартных игр с использованием игровых автоматов под прикрытием проведения стимулирующей лотереи.
Возложить на ООО «Ф.», ООО «Г.» обязанность прекратить деятельность лотерейного клуба по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований к ООО «Ф.», ООО «Г.», а также в удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью «И.», г. Челябинск - отказать.
Взыскать с ООО «Ф.», ООО «Г.» в доход муниципального образования г. Челябинск государственную пошлину в сумме по <данные изъяты> руб. с каждого.
Ответчик вправе подать в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: