Решение по делу прокурора ТЗ р-на г.Чел-ка к МОУЛ о возложении обязанности



Дело № 2-2871/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» декабря 2010 года г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Горлач Б.Н.,

при секретаре Михайловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению лицей № г. Челябинска, администрации г. Челябинска, Управлению по делам образования г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению лицей №, г. Челябинска (далее МОУ Лицей №), Управлению по делам образования г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с иском о понуждении произвести установку ограждения, протяженностью 612 м, на территории участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований ссылается на осуществление ответчиком МОУ лицей № образовательной деятельности в помещении по адресу: <адрес>, территория которого в нарушение п. 2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного права РФ от 28 ноября 2002 г. № 44, не ограждена забором, протяженностью 300 метров, что нарушает права несовершеннолетних лиц.

В качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация г. Челябинска.

Прокурор в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика МОУ Лицей № против удовлетворения иска не возражал, ссылался на то, что средства на указанные цели образовательным учреждением не получены.

Представитель ответчика Управления по делам образования г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании иск не признал, указывая, что Управление является главным распорядителем бюджетных средств, однако, не осуществляет ремонтные работы, не является собственником имущества, переданного Учреждению.

Представитель ответчика КУиЗО в суд не явился, извещен.

Представители ответчика администрации г. Челябинска в суд не явились, извещен.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Одним из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты нарушенного права является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу п. 2, 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

Статьей 51 того же Закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В судебном заседании установлено, что МОУ Лицей № создано в соответствии с постановлением главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 31.01.1995 № 73-1.

Учредителем от имени муниципального образования «Город Челябинск» является Управление по делам образования г. Челябинска.

МОУ Лицей № является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом в оперативном управлении, осуществляет образовательную деятельность по адресу <адрес>, (п. 2,4,5 Устава) (л.д.22).

В соответствии со ст. 39 Закона «Об образовании», Уставом МОУ Лицей № (п.18, 20 (л.д.25), договором от 01.10.2006 (л.д. 152) МОУ Лицей № в оперативное управление передано муниципальное имущество, в частности, здание школы по адресу <адрес>, земельный участок.

Для выполнения уставных задач МОУ Лицей № в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> (кадастровый номер №), что подтверждается кадастровым паспортом (л.д. 7).

В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002г., направленными на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. (п.2.2.3).

Ограждение участка, на котором осуществляется образовательная деятельность МОУ Лицей №, осуществлено частично. Не огорожена физкультурно-спортивная зона, длиною 300 м., что следует из иска, подтверждается актом (л.д. 6), не оспаривается ответчиками.

В соответствии с п.26 Устава МОУ Лицей № обязано осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (л.д.26).

В соответствии со ст. 32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" на МОУ Лицей № возлагается обязанность по соблюдению гигиенических правил, в частности, по ограждению участка образовательного учреждения.

Ссылка на недостаточность средств для ограждения участка не является основанием для освобождения МОУ Лицей № от обязанности по его восстановлению.

МОУ Лицей № самостоятельно в осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности.

Финансирование деятельности МОУ Лицей № осуществляется за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников (п.19 Устава).

МОУ Лицей № является получателем бюджетных средств, что подтверждается копией лицевого счета (л.д. 110-112) и не оспаривается ответчиками.

Обязанность образовательного учреждения обеспечивать Гигиенические требования к условиям обучения не поставлена законом в зависимость от наличия средств и даты их выделения.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» МОУ Лицей № обязано восстановить ограждение высотой не менее 1,5 метра земельного участка физкультурно-оздоровительной зоны по периметру 300 м по адресу <адрес> в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и внебюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

Согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

На основании пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В соответствии со статьей 36 Устава города Челябинска Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области.

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска является структурным подразделением органа местного самоуправления - Администрации города, наделенным правами юридического лица. Комитет действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим положением, а также в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления города Челябинска, изданными в пределах их полномочий.

В соответствии с пп. 54 п. 24 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденным Постановлением Главы города Челябинска от 26.12.2005 N 1507-п Комитет осуществляет функции главного распорядителя средств городского бюджета, предусмотренных на содержание Комитета и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Комитет функций.

Образовательные учреждения, в том числе МОУ Лицей № не являются учреждениями, подведомственными КУИЗО.

Ведомственной структурой расходов бюджета города Челябинска на 2010 год, утвержденной Решением Челябинской городской Думы от 15.12.2009 N 9/3"О бюджете города Челябинска на 2010 год" не предусмотрено выделение КУИЗО средств на содержание и ремонт имущества, переданного в оперативное управление образовательным учреждениям.

С учетом изложенного в иске к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Администрации г. Челябинска следует отказать.

Управление по делам образования г. Челябинска является органом управления в структуре городской администрации. Создано с целью обеспечения стабильности функционирования городской локальной образовательной системы, выступает учредителем общеобразовательных учреждений города, утверждает их уставы. (п.1,3 Положения об управлении по делам образования города Челябинска, утвержденного Постановлением Главы администрации города Челябинска от 27.01.1994 N 75 ).

Основным направлением деятельности городского управления по делам образования является обеспечение исполнения Закона Российской Федерации "Об образовании" на территории города Челябинска (пункт 1 раздела 2 Положения).

В соответствии с Постановлением Главы города Челябинска от 30.07.2008 N 195-п "Об утверждении перечня субъектов бюджетного планирования и их полномочий» Управление по делам образования г. Челябинска является главным распорядителем бюджетных средств города Челябинска.

К перечню муниципальных услуг по сфере деятельности Главного распорядителя средств бюджета города Управления по делам образования города Челябинска отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (Постановление Администрации города Челябинска от 15.09.2010 N 279-п)

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Управление по делам образования г. Челябинска, являясь администратором доходов и главным распорядителем средств бюджета г. Челябинска в соответствии с пп.1,4,5, 9, 12.1 п.1 ст. 158, ст. 160.1 БК РФ обязано обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания; несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений); осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 15.12.2009 N 9/3 "О бюджете города Челябинска на 2010 год" Управлению по делам образования г. Челябинска выделены средства в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе на обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

В силу пп. 12.1 п.1 ст. 158 БК РФ при недостаточности средств, доведенных МОУ Лицей №, на муниципальное образование город Челябинск (учредителя и собственника имущества МОУ ЛИЦЕЙ №) в лице главного распорядителя средств муниципального бюджета- Управления по делам образования г. Челябинска, возлагается субсидиарная обязанность по восстановлению ограждения.

Поскольку ограждение школы частично существует, отсутствует лишь ограждение физкультурно-спортивной зоны, длиной 300 м, то требования подлежат удовлетворению только в части возложения обязанности восстановить ограждение, протяженностью 300 м.

В силу ст. 98,103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика МОУ Лицей № в доход муниципального бюджета взыскивается госпошлина в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № г. Челябинска произвести установку ограждения физкультурно-спортивной зоны высотой не менее 1,5 м., длиной 300 м., расположенной на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> (кадастровый номер №) в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и внебюджетных средств.

При недостаточности средств, доведенных муниципальному общеобразовательному учреждению лицей № г. Челябинска, субсидиарно обязанность по установке ограждения возложить на муниципальное образование город Челябинск в лице Управления по делам образования г. Челябинска.

В удовлетворении остальной части требований, в иске к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, администрации г. Челябинска - отказать.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения лицей №, г. Челябинска в доход муниципального образования г. Челябинск государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200