Дело № 2-3043/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2010 г. г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Дмитриевой Е.Г.,
при секретаре Егоровой О.И.,
с участием истца Маркиной О.А., представителя ответчика Поповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркиной О.А. кГосударственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Маркина О.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ (далее - ГУ УПФ РФ) в Тракторозаводском районе г.Челябинска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование исковых требований указала, что 11 августа 2010г. обратилась в ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в назначении досрочной пенсии было отказано. Ответчик неправомерно отказал во включении в специальный трудовой стаж периодов ее работы с 10 ноября 1989г. по 09 сентября 1990г. - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с 04 сентября 1995 г. по 17 ноября 1997г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №. Просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, указанные периоды работы, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 11 августа 2010г.
Истец Маркина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Попова М.А. в судебном заседании исковые требования признала в части включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 11 августа 2010г. Маркина О.А. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска № от 19 августа 2010 г. Маркиной О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требуется продолжительность специального трудового стажа 25 лет, а у истца специальный трудовой стаж составляет 22 года 10 месяцев 01 день.
Маркиной О.А. также отказано во включении в специальный трудовой стаж периодов работы:
С 10 ноября 1989г. по 09 сентября 1990г., так как заявитель находилась в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет;
с 04 сентября 1995 г. по 17 ноября 1997г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №, так как в данный период заявитель работала в учреждении, не предусмотренном Списком профессий и должностей работников образования, утвержденным постановлением Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г.
Данные обстоятельства подтверждены протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 19 августа 2010г. (л.д.11-12), решения № от 19 августа 2010 г. (л.д.24).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008г. № 319-ФЗ) право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. Разделом «Наименования учреждений» указанного Списка предусмотрены: «дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований»; разделом «Наименования должностей» предусмотрена должность «воспитатель».
Как следует из трудовой книжки истца, 02 февраля 1995 г. Маркина О.А. была принята воспитателем в детский сад № отдела детских садов Тракторозаводского управления образования г.Челябинска, который 12 сентября 1995г. переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) №, 18 ноября 1997г. уволена по собственному желанию (л.д.10).
Впоследствии, с 01 апреля 1998 г. МДОУ № было реорганизовано путем присоединения к МОУ «Школа-детский сад» № Тракторозаводского района г. Челябинска, что подтверждается справкой МОУ СОШ № от 14 октября 2010 г. № (л.д.13).
В соответствии с пунктом 1.1 Устава МДОУ №, оно учреждено на базе государственного Детского дошкольного учреждения № в целях воспитания, обучения, ухода и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (л.д.14).
Отсутствие в спорный период с 04 сентября 1995 г. по 17 ноября 1997г. в наименовании учреждения, где работала Маркина О.А., указания на конкретный вид дошкольного образовательного учреждения - «детский сад», по мнению суда, не может являться основанием для отказа истцу во включении данного периода работы, в течение которого Маркина О.А. осуществляла предусмотренную Списком педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, в специальный трудовой стаж.
Таким образом, в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению период работы с 04 сентября 1995 г. по 17 ноября 1997г.
Также суд полагает, что период с 10 ноября 1989г. по 09 сентября 1990г., необоснованно исключен специального из стажа истца.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с I декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трехлет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трехлет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.). период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трехлет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора годовалого возраста и до достижения трехлет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения истца с 10 ноября 1989г. по 09 сентября 1990г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в трудовой стаж Маркиной О.А., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
С учетом периодов работы, которые не оспаривались ответчиком, общая продолжительность специального трудового стажа Маркиной О.А. на момент обращения за назначением пенсии составляет 25 лет 10 месяцев 13 дней, при требуемом стаже не менее 25 лет.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, право на досрочную трудовую пенсию по старости у Маркиной О.А. возникло с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 11 августа 2010 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Маркиной О.А. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска включить в специальный трудовой стаж Маркиной О.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 10 ноября 1989г. по 09 сентября 1990г., с 04 сентября 1995 г. по 17 ноября 1997г.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска назначить Маркиной О.А. досрочную трудовую пенсию по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 11 августа 2010г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Е.Г.Дмитриева