Решение по иску прокурора ТЗ р-на г.Челябинска, заявленного в интересах Я.Л.И. к УСЗН адм-ции ТЗ р-на г.Челябинска о взыскании недополученных денежных сумм.



Дело № 2-490/2011 г.Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Протозановой С.А.,

при секретаре Ануфриевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска, заявленного в интересах Ядренниковой Л.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании недополученных денежных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах Ядренниковой Л.И. обратился с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании за счет средств федерального бюджета в пользу Ядренниковой Л.И. денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Обязать выплачивать Ядренниковой Л.И. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, начиная с 01 января 2011 года с последующей индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством.

В обосновании исковых требований указано, что гражданам, проживающим в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей. Ядренниковой Л.И. администрацией Челябинской области 30 декабря 2005 года выдано удостоверение серии № как проживавшей в населенном пункте Русская Теча, и получившей накопленную эффективную дозу облучения 7,1 сЗв, подтверждающее ее право на льготы и компенсации, установленные ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Определением от 24 января 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Управление Федерального казначейства по Челябинской области (л.д. 1).

Помощник прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска Малышева О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Ядренникова Л.И. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 41), просил дело рассматривать в свое отсутствие (л.д. 55). Ранее представила отзыв на исковое заявление (л.д. 33-34), в которому указала, что в соответствии с удостоверением серии № от 30 декабря 2005 года Ядренникова Л.И. имеет статус проживавшей в населенном пункте Бродокалмак, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк», накопленная эффективная доза 7,1 сЗв (бэр). Ядренникова Л.И. получает ежемесячную денежную компенсацию по накопленной эффективной дозе (ДО2) в Управлении социальной защиты с 01 января 2006 года по настоящее время. С 01 января 2011 года размер ежемесячной денежной выплаты составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Считает, что необходимо применить срок исковой давности, который в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года. Считает, что Управлением законодательство Российской Федерации в отношении ежемесячной денежной выплаты Ядренниковой Л.И. не нарушено.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 59), просил рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 57). Ранее представил отзыв на исковое заявление (л.д. 46-47), в котором указано, что до 01 января 2011 года истцу гарантировалась ежемесячная денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей. Ввиду отсутствия законодательно закрепленных норм об индексации ежемесячных денежных компенсаций орган социальной защиты производить такую индексацию были не вправе. Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 414-ФЗ в «Закон о Маяке» внесены некоторые изменения. В том числе в ст. 9, в части изменения размера ежемесячной денежной компенсации, который с 01 января 2011 года составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Кроме того, размер компенсации подлежит ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Принимая во внимание изложенное, считает требования истца о возложении на органы социальной защиты населения обязанности по назначению ежемесячной денежной компенсации в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки не состоятельным, как ухудшающее положение в сравнении с социальными гарантиями, установленными в законодательстве. В связи с тем, что вины в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах истцу органов социальной защиты населения не имеется, Минсоцотношений Челябинской области просит применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 60), просил дело рассматривать в свое отсутствие (л.д. 45).

Суд, выслушав помощника прокурора Малышеву О.П., истца Ядренникову Л.И., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Судом установлено, подтверждается удостоверением и копией личного дела, что Ядренникова Л.И. является лицом, проживавшим в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на указанную категорию граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Ядренникова Л.И. получает ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.

Поскольку Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не установлено каких-либо механизмов ее увеличения, то денежная ежемесячная компенсация в твердой денежной сумме - <данные изъяты> рублей не индексировалась органами, производящими ее выплату.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу 29 мая 2004 года, предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные в соответствии с нормами действующего законодательства индексируются с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 964-О-П «По запросу Челябинского областного суда о проверке конституционности статей 1, 8 и 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», взаимосвязанные положения пункта 6 части первой статьи 1 и статьи 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», закрепляющие право граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), на ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей, - в системе действующего нормативного правового регулирования, включая статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в его решениях, сохраняющих свою силу, - не предполагают лишение указанной категории граждан права на индексацию данной выплаты.

Следовательно, отсутствие в Федеральном законе «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» нормы об индексации ежемесячной денежной компенсации, которая по существу является формой возмещения вреда здоровью граждан, причиненного фактом проживания в 1949-1956 годах на определенных территориях, что повлекло получения ими накопленной эффективной дозы облучения, не предполагает освобождение государства от обязанности обеспечить ее индексацию из уровня инфляции.

Таким образом, согласно Постановлениям Правительства от 27 декабря 2004 года № 847, от 07 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 03 марта 2007 года № 143, от 17 марта 2008 года № 181, от 24 декабря 2008 года № 992, от 07 июля 2009 года № 545, от 16 декабря 2009 года № 1024, сумма <данные изъяты> рублей должна быть проиндексированы исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного, размер указанной компенсации должен быть исчислен следующим образом:

с 01.01.2006 года - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 1,09 = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

с 01.01.2007 года - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 1,08 = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки;

с 01.01.2008 года - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки х 1,105 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки;

с 01.01.2009 года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки х 1,13 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

с 01.01.2010 года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х 1,1 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

С учетом изложенного сумма ежемесячной денежной компенсации, подлежащая выплате с 2010 года с учетом индексации составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Таким образом, недополученная Ядренниковой Л.И. денежная компенсация составляет сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в том числе:

за 2006 год - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

за 2007 год - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

за 2008 года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

за 2009 год - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

за 2010 год - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 414-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», вступившим в силу с 01 января 2011 года в статье 9 слова «<данные изъяты> рублей» заменены словами «<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек». Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно справке от 14 февраля 2011 года № 3, представленной Управлением социальной защиты населения Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска (л.д. 36), Ядренниковой Л.И. за два месяца 2011 года произведена выплата ежемесячной денежной компенсации по накопленной эффективной дозе в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки <данные изъяты>

Таком образом, суд не может посчитать обоснованными требования прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска об обязании выплачивать Ядренниковой Л.И. за счет средств федерального бюджета ежемесячно с 01 января 2011 года сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством, поскольку это бы нарушило права и законные интересы Ядренниковой Л.И., ухудшило бы ее положение в сравнении с социальными гарантиями, поскольку ей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации в большем размере - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Суд считает необоснованной ссылку на положения ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках рассматриваемого дела.

В соответствии с абзацем четвертым ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Анализ содержания вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, то есть когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в пользу Ядренниковой Л.И. за счет средств федерального бюджета недоплату в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В удовлетворении исковых требований об обязании Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска выплачивать Ядренниковой Л.И. за счет средств федерального бюджета ежемесячно с 01 января 2011 года сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий С.А. Протозанова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200