Дело № 2-116/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Протозановой С.А.,
при секретаре Ануфриевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в защиту интересов Никишиной Г.Н. к Муниципальному учреждению здравоохранения Городская клиническая больница №, Управлению здравоохранения Администрации г. Челябинска, Министерству здравоохранения Челябинской области о взыскании расходов, затраченных на приобретение лекарственных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд в защиту интересов Никишиной Г.Н. с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения Городская клиническая больница №, Управлению здравоохранения Администрации <адрес>, Министерству здравоохранения Челябинской области о взыскании денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, затраченных на приобретение лекарственных средств «Протофан НМ» 100 МЕ/мл, «Актрапид» НМ 100ед/мл 10 мл.
В обоснование исковых требований указано, что Никишина Г.Н. состоит на диспансерном учете в МУЗ ГКБ № у эндокринолога с ноября 2008 года с диагнозом «Сахарный диабет 2 тип, субкомпенсация». Никишиной Г.Н. назначено лечение в виде получения инсулинотерапии по схеме: «Актрапид» по 12 ед. перед завтраком, обедом и ужином; «Протофан», 16 ед. утром, 12 ед. в 22 час. 00 мин. (общая суточная доза 64 ед.). Осуществление медико-социальной помощи гражданам гарантируется оказанием медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Инсулины Никишина Г.Н. получала по выданным льготным рецептам. Механизм обеспечения жителей Челябинской области, страдающих диабетом, лекарственными средствами определен Порядком обеспечения лекарственными средствами жителей Челябинской области, страдающих диабетом. МУЗ ГКБ № Никишиной Г.Н., страдающей сахарным диабетом, оформлена карта учета льготного отпуска лекарственных средств №. Никишина Г.Н. 05 октября 2010 года обратилась к врачу-эндокринологу МУЗ ГКБ № для назначения очередного курса лечения. В нарушение требований действующего законодательства в обеспечении бесплатно инсулинами Никишиной Г.Н. было отказано со ссылкой на то, что указанных лекарственных средств в аптеке в наличии нет. Препараты инсулина входят в перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемые населению в соответствии с перечнем категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В связи с отказом в выдаче льготного рецепта, отсутствием лекарственного средства, указанные препараты были приобретены Никишиной Г.Н. за полную стоимость. Лекарственное средство «Протафан НМ» 10 мл. приобретено 07 октября 2010 года за наличные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в аптеке № ОГУП "О."; лекарственное средство «Актрапид НМ» 10 мл. приобретено 06 октября 2010 года за наличные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в аптеке № МУП «Ч.», что подтверждается товарными чеками, кассовыми чеками. Отказ в выписке рецепта нарушил право Никишиной Г.Н. на получение медицинской помощи и социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами.
Помощник прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска Малышева О.П. и истец Никишина Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МУЗ ГКБ №, действующая на основании доверенности (л.д. 140) Похажаева Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что лимит финансовых средств для обеспечения региональных льготников на второе полугодие 2010г. составил лишь 16 % от потребности. Вместе с тем Никишина Г.Н. была обеспечена лекарственными средствами в октябре 2010 г. в объеме согласно рекомендациям лечащего врача эндокринолога.
Представитель ответчика Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель Министерства здравоохранения Челябинской области, действующая на основании доверенности (л.д. 192) Брагина М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме. Ранее представителем Министерства здравоохранения Челябинской области представлен письменный отзыв, в котором в обоснование возражений указано, что согласно реестру отпущенных рецептов, ведущегося в электронной форме в Минздраве Челябинской области, истец получила препараты 13 октября 2010 г. в требуемом количестве на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, то есть получила возмещение в натуре за октябрь 2010 г. Кроме того, рецепты были выписаны согласно реестру 13 октября 2010 г., 11 ноября 2010 г., 16 декабря 2010 г.
Представитель третьего лица ОГУЗ «Ч.», действующая на основании доверенности (л.д. 193) Юсько И.И. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась.
Согласно ч. 3 ст. 41 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1) (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в соответствии с настоящими Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно отнесена категория лиц с заболеванием диабет.
Порядок предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета, утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 г. № 272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета».
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, за счет средств областного бюджета. Лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по Министерству здравоохранения Челябинской области.
Лекарственное обеспечение предоставляется отдельным группам населения согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890.
Постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 г. № 272-П, предусмотрено, что лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется бесплатно аптечными организациями на основании рецептов учреждений здравоохранения. Рецепт выписывается врачом учреждения здравоохранения, имеющим право выписывать бесплатно рецепты на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания отдельным группам населения. Рецепт выписывается в трех экземплярах по форме № 148-1/у-06(л), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Один экземпляр рецепта подклеивается в амбулаторную карту, с двумя экземплярами рецепта гражданин обращается в аптечную организацию. После отпуска лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания рецепт прикладывается к реестру рецептов, по которым осуществляется бесплатный отпуск лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 января 2010 г. № 7-П «О Порядке обеспечения лекарственными средствами жителей Челябинской области, страдающих диабетом» в целях реализации областной целевой Программы развития приоритетного национального проекта «Здоровье» в Челябинской области на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 172-П, организации бесплатного лекарственного обеспечения жителей Челябинской области, страдающих диабетом, Правительство Челябинской области утвержден «Порядок обеспечения лекарственными средствами жителей Челябинской области, страдающих диабетом».
Судом установлено, что Никишина Г.Н. состоит на диспансерном учете у эндокринолога в МУЗ ГКБ № с ноября 2008 г. с диагнозом: «сахарный диабет, 2 тип, субкомпенсация», получает инсулинотерапию по схеме: актрапид по 12 ед. перед завтраком, обедом и ужином; протафан 16 ед. утром, 12 ед. в 22 -00 часа (общая суточная доза 64 ед.).
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией, полученной из МУЗ ГКБ № (л.д. 37), картой амбулаторного больного, контрольной картой амбулаторного больного.
В ходе проверки, проведенной 03 ноября 2010 г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Челябинской области выявлено, что Никишина Г.Н. является региональным льготником до октября 2010 г. обеспечивалась инсулинами по мере обращения в лечебно-профилактическое учреждение. 05 октября 2010 г. при обращении пациентки к эндекринологу для выписки рецептов в медицинской карте оформлена запись о рекомендации терапии: актрапид 36 ед в сутки и протафан 28 ед в сутки, рецепт на имя пацентки не выписан. Выписка рецептов произведена при последующем обращении пациентки к врачу: 12 октября 2010 г. оформлена запись эндокринолога о назначенном лечении, 13 октября 1010 г. выписаны рецепты на актрапид и протафан и в этот же день аптекой по выписанным рецепта выданы указанные препараты. На день проверки пациентка была обеспечена согласно рекомендациям лечащего врача специалиста (л.д. 33-36).
Согласно реестру лиц, реализовавших свое право на бесплатное лекарственное обеспечение по государственной социальной программе Никишиной Г.Н. 13 октября 2010 г. получены следующие препараты: актарпид НМ Пенфилл; 100 МЕ/мл *3 мл*№5, раствор для инъекций; Протафан НМ Пенфилл; 100 МЕ/мл (картриджи) 3 мл №5; суспензия для подкожного введения на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (л.д. 39).
В сопроводительном письме МУЗ ГКБ № к заявке на лекарственное обеспечение региональных льготников на второе полугодие 2010 г. имеется указание на то, что выделенный Управлением здравоохранения Администрации г. Челябинска лимит финансовых средств составляет лишь 16% от потребности, что делает невозможным непрерывное и качественное лечение региональных льготников на второе полугодие 2010 г. Из представленной МУЗ ГКБ № заявки усматривается, что потребность в финансировании составила сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а фактически финансовые средства для региональных льготников Управлением здравоохранения Администрации г. Челябинска на МУЗ ГКБ № выделены в сумме <данные изъяты> рубля (л.д. 149, 149 об, 172-173об).
Как следует из пояснений участников процесса необходимые лекарственные препараты в октябре 2010 г. Никишиной Г.Н. были предоставлены в рамках реализации областной целевой Программы развития приоритетного национального проекта «Здоровье» в Челябинской области на 2009-2011 годы.
В пункте 2.13. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств» указано, что рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).
В Письме Минздравсоцразвития РФ от 24 мая 2007 г. № 4185-ВС О Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» обращено внимание то, что срок действия рецептов, выписанных на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), составляет 1 месяц (30 дней). Однако это не означает, что срок отсроченного обслуживание рецепта при отсутствии препарата в аптечной организации тоже составляет 1 месяц. При отсутствии лекарственного средства в аптечной организации больной, пришедший с рецептом, ставится на отсроченное обслуживание сроком до 15 рабочих дней (пункты 2.12 и 2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785).
Во исполнение Федерального закона от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», Федерального закона «О государственной социальной помощи», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского населения» разработана автоматизированная информационная система «Выписка рецептов и учет обеспечения льготников необходимыми лекарственными средствами» (далее именуется - АИС «Выписка рецептов и учет ОНЛС») в рамках Единой информационно-аналитической системы здравоохранения Челябинской области (Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 26 мая 2009 г. № 575 «О внедрении в учреждениях здравоохранения Челябинской области автоматизированной информационной системы «Выписка рецептов и учет обеспечения льготников необходимыми лекарственными средствами»).
Выписка рецептов льготникам в учреждениях здравоохранения Челябинской области производится по средствам АИС «Выписка рецептов и учет ОНЛС».
В судебном заседании представитель ОГУЗ «Ч.» пояснила, что выдача лечебными учреждениями рецептурного бланка при отсутствии лекарственных средств в аптечной организации для обеспечения региональных льготников через автоматизированную информационную систему невозможно.
Из анализа Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», от 01 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», постановления Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 г. № 272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета» следует, что не предусмотрена выплата денежной компенсации льготной категории граждан, в случае не обеспечения их лекарственными средствами бесплатно.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом судебной защиты могут быть реально существующие нарушения права, суд считает, что нарушение права отсутствует на момент рассмотрения спора, поскольку Никишина Г.Н. в октябре 2010 г. в течение восьми дней с момента первичного обращения в МУЗ ГКБ № обеспечена препаратами инсулина бесплатно в соответствии с назначениями врача эндокринолога, что исключает удовлетворение исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в защиту интересов Никишиной Г.Н. к Муниципальному учреждению здравоохранения Городская клиническая больница №, Управлению здравоохранения Администрации г. Челябинска, Министерству здравоохранения Челябинской области о взыскании расходов, затраченных на приобретение лекарственных средств в размере <данные изъяты> рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий С.А. Протозанова