Решение по иску П.Н.А. к УСЗН адм-ции ТЗ р-на г.челябинска о взыскании недополученных денежных сумм.



Дело № 2-1014/2011 г.Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

04 мая 2011 года г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Протозановой С.А.,

при секретаре Лосевой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пашниной Н.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска о взыскании недополученных денежных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

Пашнина Н.А. обратилась с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска о взыскании за счет средств федерального бюджета в пользу Пашниной Н.А. ежемесячной денежной компенсации за период с 01 ноября 2004 года по 01 февраля 2011 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Обязать выплачивать Пашниной Н.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, начиная с 01 февраля 2011 года с последующей ежегодной индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством.

В обосновании исковых требований указала, что относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, так как проживала в <адрес> - на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получила накопленную эффективную дозу облучения 11,6 сЗв (бэр), что подтверждается удостоверением серии № от 21 октября 2004 года. В период с 01 ноября 2004 года по 01 февраля 2011 года Пашнина Н.А. получала ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в размере <данные изъяты> рублей. С 01 января 20011 года ежемесячная денежная компенсация установлена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Денежная ежемесячная компенсация в твердой денежной сумме <данные изъяты> рублей не индексировалась органами, производящими ее выплату. Индексации подлежат все виды выплачиваемых пострадавшим денежных компенсаций. За период с ноября 2004 года по февраль 2011 года размер задолженности составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Сумма ежемесячной денежной компенсации, подлежащая выплате с 01 февраля 2011 года с учетом индексации должна составлять <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Истец Пашнина Н.А. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что до 2005 года она работала на ЧТЗ, компенсационные выплаты получала на производстве.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, действующая на основании доверенности Ярчихина Т.П. (л.д. 43) в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление (л.д. 41-42), в которому указала, что в соответствии с удостоверением серии № от 21 октября 2004 года Пашнина Н.А. имеет статус проживавшей в населенном пункте Русская Теча, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк», накопленная эффективная доза 11,6 сЗв (бэр). Пашнина Н.А. получает ежемесячную денежную компенсацию по накопленной эффективной дозе (ДО2) на основании личного заявления в Управлении социальной защиты с 01 января 2005 года по настоящее время. Ежемесячная денежная компенсация составляла <данные изъяты> рублей, данная сумма не индексировалась Управлением, поскольку индексация данной выплаты не предусматривалась законодательством Российской Федерации. С 01 января 2011 года размер ежемесячной денежной компенсации по накопленной эффективной дозе составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Считает, что необходимо применить срок исковой давности, который в соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года, для его восстановления уважительные причины отсутствуют. Считает, что Управлением законодательство Российской Федерации в отношении ежемесячной денежной выплаты Пашниной Н.А. не нарушено.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 38), просил рассматривать дело в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 15-16), в котором указано, что Пашниной Н.А. установлен установлен статус проживавшей в 1949-1956 годах на территории радиоактивно загрязненного вследствие деятельности ПО «Маяк» населенного пункта, и получившей накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр). Пашниной Н.А. выдано удостоверение серии № от 21 октября 2004 года, при предъявлении которого до 01 января 2011 года гарантировалась ежемесячная денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей, предусмотренная ст. 9 Закона «О Маяке». Индексация (повышение) размера указанной компенсации не предусматривалась Законом «О Маяке». Ввиду отсутствия законодательно закрепленных норм об индексации ежемесячных денежных компенсаций органы социальной защиты производить такую индексацию были не вправе. В связи с этим Управлением социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Пашниной Н.А. с момента установления статуса, то есть с октября 2004 года выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердом размере <данные изъяты> рублей. Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 414-ФЗ в «Закон о Маяке» внесены некоторые изменения, в том числе в ст. 9, в части изменения размера ежемесячной денежной компенсации, который с 01 января 2011 года составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Размер компенсации подлежит ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Недополученная сумма компенсации рассчитана по январь 2011 года включительно, в то время, как указанная компенсация индексирована в соответствии с действующим законодательством с 01 января 2011 года. При расчете ежемесячной денежной компенсации, подлежащей назначению с 01 февраля 2011 года допущена арифметическая ошибка. Принимая во внимание изложенное, считает требования истца о назначении ежемесячной денежной компенсации в ином размере, чем предусмотрено Законом «О Маяке» не соответствующим нормам действующего законодательства и не подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 37).

Суд, выслушав истца Пашнину Н.А., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Ярчихину Т.П., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Судом установлено, подтверждается удостоверением и копией личного дела, что Пашнина Н.А. является лицом, проживавшим в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на указанную категорию граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Пашнина Н.А. получает ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.

Поскольку Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не установлено каких-либо механизмов ее увеличения, то денежная ежемесячная компенсация в твердой денежной сумме - <данные изъяты> рублей не индексировалась органами, производящими ее выплату.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу 29 мая 2004 года, предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные в соответствии с нормами действующего законодательства индексируются с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 964-О-П «По запросу Челябинского областного суда о проверке конституционности статей 1, 8 и 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», взаимосвязанные положения пункта 6 части первой статьи 1 и статьи 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», закрепляющие право граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), на ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей, - в системе действующего нормативного правового регулирования, включая статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в его решениях, сохраняющих свою силу, - не предполагают лишение указанной категории граждан права на индексацию данной выплаты.

Следовательно, отсутствие в Федеральном законе «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» нормы об индексации ежемесячной денежной компенсации, которая по существу является формой возмещения вреда здоровью граждан, причиненного фактом проживания в 1949-1956 годах на определенных территориях, что повлекло получения ими накопленной эффективной дозы облучения, не предполагает освобождение государства от обязанности обеспечить ее индексацию из уровня инфляции.

Таким образом, согласно Постановлениям Правительства от 27 декабря 2004 года №, от 07 мая 2005 года №, от 25 апреля 2006 года №, от 03 марта 2007 года №, от 17 марта 2008 года №, от 24 декабря 2008 года №, от 07 июля 2009 года №, от 16 декабря 2009 года №, сумма <данные изъяты> рублей должна быть проиндексированы исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного, размер указанной компенсации должен быть исчислен следующим образом:

с 01.06.2004 года - <данные изъяты> рублей х 1,1 = <данные изъяты> рублей;

с 01.01.2005 года - <данные изъяты> рублей х 1,11 = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

с 01.01.2006 года - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 1,09 = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

с 01.01.2007 года - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 1,08 = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки;

с 01.01.2008 года - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки х 1,105 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки;

с 01.01.2009 года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки х 1,13 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

с 01.01.2010 года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х 1,1 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Таким образом, недополученная Пашниной Н.А. денежная компенсация составляет сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в том числе:

за 2004 год - <данные изъяты> рублей х 2 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей;

за 2005 год - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

за 2006 год -<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

за 2007 год -<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

за 2008 год -<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;

за 2009 год -<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;

за 2010 год -<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки х 12 месяцев - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 414-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», вступившим в силу с 01 января 2011 года в статье 9 слова «<данные изъяты> рублей» заменены словами «<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек». Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно справке от 25 апреля 2011 года №, представленной Управлением социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска (л.д. 40), Пашниной Н.А. за четыре месяца 2011 года произведена выплата ежемесячной денежной компенсации по накопленной эффективной дозе в общей сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки <данные изъяты>

Таком образом, суд не может посчитать обоснованными требования Пашниной Н.А. об обязании выплачивать ей за счет средств федерального бюджета ежемесячно с 01 февраля 2011 года сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с последующей ежегодной индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 414-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Пашниной Н.А. выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Выплата в большем размере законом не предусмотрена.

Суд считает необоснованной ссылку ответчика на положения ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках рассматриваемого дела.

В соответствии с абзацем четвертым ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Анализ содержания вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, то есть когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в пользу Пашниной Н.А. за счет средств федерального бюджета недоплату в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В удовлетворении исковых требований об обязании Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска выплачивать Пашниной Н.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячно с 01 февраля 2011 года сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий С.А. Протозанова