Решение по иску П.В.А. к УСЗН адм-ции г.Челябинска о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации.



Дело №2-1774/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года        г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Сырова Ю.А.,

при секретаре Печенкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Петуховой В.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Петухова В.А. обратилась в суд с иском к УСЗН администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, просила взыскать за счет средств федерального бюджета убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 г. по 30 сентября 2007 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В обоснование требований указала, что является эвакуированной из населенного пункта, находящегося на территории, загрязненной радионуклидами в результате аварии на ПО «Маяк», в связи с чем, получает выплаты на приобретение продовольственных товаров. Решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 04 декабря 2007 года в ее пользу взыскана задолженность по выплатам ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. Указанные выплаты не индексировались, что привело к их выплате в меньшем размере. Данные суммы выплачены несвоевременно, они утратили свою покупательную способность, чем истцу причинены убытки, механизмом восполнения которых является индексация пропорционально росту индекса потребительских цен на территории Челябинской области.

В судебном заседании Петухова В.А. исковые требования и доводы иска поддержала.

Представитель ответчика УСЗН администрации Тракторозаводского района г.Челябинска в судебном заседании не участвовал, представил письменный отзыв в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать ссылаясь на то, что решение суда о взыскании в пользу Петуховой В.А. компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров исполнено, наличие убытков истец не доказал.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе путем возмещения убытков, под которыми в силу стт.15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В судебном заседании установлено, что Петухова В.А. эвакуирована из населенного пункта <адрес> хозяйство треста в 1961 году, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п.3 ст.1 Федерального закона №175-ФЗ от 26.11.1998г. «О социальной защите граждан в РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в частности на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Петухова В.А. является получателем указанной компенсации с 1998года, с 01.01.2001г. состоит на учете в УСЗН Тракторозаводского района г.Челябинска

Решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 04 декабря 2007г. в пользу Петуховой В.А. взыскана задолженность по выплате ежемесячных сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 г. по 30 сентября 2007 г. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (л.д. 7-10).

Взысканные по решению суда недоплаченные суммы получены истцом в феврале 2008 г. (л.д. 21).

В обосновании требований истец ссылается на то, что взысканные по решению суда выплаты не индексировались, что привело к их выплате в меньшем размере, так как выплачены несвоевременно.

Из статей 1, 2, 7, 42, 53 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 01 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие Чернобыльской катастрофы, является конституционной обязанностью государства Российской Федерации, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда.

При этом, установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации, а порядок индексации таких выплат может отличаться от порядка индексации ежемесячных сумм в возмещения вреда здоровью.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 ст. 4 названного Закона.

В части 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Кроме того, следует учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот. Та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25мая 2005 года № 326, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. № 914, от 16.12.2009 года № 1024, от 21.12.2010 года № 1079 утверждены Правила индексации в 2004 - 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период, а также механизм возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

Решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 04.12.2007г. компенсация на приобретение продовольственных товаров Петуховой В.А. проиндексирована не по вышеуказанному принципу, а в завышенном размере: с 01 января 2002г. по 29 мая 2004г. - на коэффициенты роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ; начиная с 2004 года - на коэффициенты роста уровня инфляции.

Расчет недополученной компенсации на приобретение продовольственных товаров был осуществлен, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Сумма недополученной компенсации в соответствии с данным решением была рассчитана судом без индекса потребительских цен, по основаниям указанным в решении суда (л.д. 7-10).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 г. N ГКПИ 08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п. 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Данное в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснение о возможности индексации сумм возмещения вреда здоровью с учетом величины минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, в то же время индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, исходя из базовой суммы Постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П, не была признана неконституционной.

Таким образом, определенные по решению Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 04 декабря 2007 г. суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров значительно превышают размер выплат, на которые Петухова В.А. вправе была рассчитывать в соответствии с действовавшим как на период её обращения в суд с иском в 2007 году, так и действующим в настоящее время правовым регулированием.

Из сравнительного анализа механизма индексации размера компенсаций на приобретение продовольственных товаров, примененного судом в решении от 24 декабря 2007 года и способа индексации, предусмотренного действующим законодательством, сопоставления полученных сумм, очевидно, что имущественный вред у истца от инфляции и роста потребительских цен, о которых заявила Петухова В.А. со ссылкой на п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14 декабря 2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и за которые несет ответственность государство, отсутствует.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований истцу надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Петуховой В.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой денежной компенсации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, через районный суд, в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий       Ю.А.Сыров