Решение по иску С.Х.Д. к адм-ции ТЗ р-на г.Челябинска, УФК по Чел.области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.



Дело № 2-1295/11

                                                        РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

    16 августа 2011г. Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Щербаковой Е.А. единолично

при секретаре Беляевой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафиуллиной Х.Д. к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области о признании членами семьи, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», включении в сводный список граждан-получателей субсидии, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк», предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, выдаче государственного жилищного сертификата,

                                                    у с т а н о в и л :

    Сафиуллина Х.Д. обратилась в суд с иском к администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области о включении ее с членами семьи в реестр на получение субсидии на приобретение жилья, предоставлении субсидии, выдаче государственного жилищного сертификата.

    В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как эвакуированная из населенного пункта, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в р.Теча, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает с мужем, дочерью, зятем и внуками в двухкомнатной квартире по адресу <адрес>. Проживают все они одной семьей, ведут общее хозяйство, вместе питаются, оплачивают коммунальные платежи; на совместные средства приобретают одежду, мебель, производят ремонт в квартире. В постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Тракторозаводского района г.Челябинска ей отказано со ссылкой на то, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г., а для признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством необходимо быть признанными малоимущими (л.д.4-8).

    Сафиуллина Х.Д. неоднократно изменяла и дополняла исковые требования, согласно уточненных исковых требований просит признать зятя Гиматова Ф.Ф., внуков ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами ее семьи, обязать администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска принять ее семью из шести человек на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признав участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», включить их в сводный список граждан-получателей субсидии, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк», предоставить социальную выплату на приобретение жилья, выдать государственный жилищный сертификат (л.д.223-228).

    В судебном заседании истец Сафиуллина Х.Д., ее представитель адвокат Гадаева О.В. настаивают на уточненных исковых требованиях.

    Представитель ответчика администрации Тракторозаводского района г.Челябинска Шаехова Р.А. иск не признала, ссылаясь на то, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, эвакуированные из населенных пунктов, подвергшихся загрязнению вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в р.Теча, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. Поскольку Сафиуллина Х.Д. обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005г., она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и может быть признана нуждающейся в жилом помещении только при условии признания ее малоимущей. Не оспаривает то обстоятельство, что применительно положений ст.51 ЖК РФ семья Сафиуллиной Х.Д. является нуждающейся в жилом помещении.

    Представитель ответчика Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, представили письменные отзывы, в которых иск не признали, указав, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. , сформирован сводный список граждан - получателей субсидий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» по Челябинской области. Сафиуллина Х.Д. в данном списке отсутствует. Социальные выплаты предоставляются гражданам названной категории, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009г. № 17-П принято в отношении граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Редакция ст.17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей меры социальной поддержки категории граждан, к которым относится истец, осталась без изменений (л.д.91-93,206-208).

    Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, представили письменный отзыв, иск не признали, полагают, что Управление Федерального казначейства по Челябинской области является ненадлежащим ответчиком (л.д.147).

    Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, представили письменный отзыв, указав, что Сафиуллина Х.Д. не была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г., поэтому права на получение социальной выплаты не имеет (л.д.108-110).

    Третьи лица Сафиуллин Х.Н., Гиматова Д.Х., Гиматов Ф.Ф., Сафиуллин Д.Х. в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд, заслушав пояснения истца, ее представителя, представителя ответчика администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования Сафиуллиной Х.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

    В судебном заседании установлено, что Сафиуллина Х.Д. и ее муж Сафиуллин Х.Н. имеют право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как эвакуированные из населенного пункта, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что подтверждено удостоверениями серии от 05.06.2003г., от 17.08.1994г. (л.д.9,10).

    Гиматова (до брака ФИО3) Д.Х. состоит в браке с Гиматовым Ф.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ, имеют двух несовершеннолетних детей - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Сафиуллина Х.Д. с членами семьи имеют регистрацию по месту жительства и фактически проживают в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу <адрес>.

    Указанная квартира была предоставлена Сафиуллину Х.Н. на основании ордера от 25.11.1994г. на семью из четырех человек (Сафиуллин Х.Н., жена Сафиуллина Х.Д., сын Сафиуллин Д.Х., дочь ФИО3 (в настоящее время Гиматова) Д.Х.

    В настоящее время квартира <адрес> зарегистрирована на праве собственности за Сафиуллиным Х.Н., несовершеннолетней ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 1/3 доле за каждым на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 28.02.2006г., за несовершеннолетней ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 1/3 доле на основании договора дарения от 05.07.2006г.

    В квартире по адресу <адрес> имеют регистрацию по месту жительства семь человек - Сафиуллина Х.Д., ее муж Сафиуллин Х.Н., сын Сафиуллин Д.Х., дочь Гиматова Д.Х., зять Гиматов Ф.Ф. (зарегистрирован 28.01.2002г.), внуки ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; оплата за содержание жилищного фонда и коммунальные услуги производится из расчета семи человек проживающих.

    Данные обстоятельства подтверждены выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.54); справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» (л.д.62,66); копиями свидетельств о государственной регистрации права от 21.04.2006г. (л.д.36,37); копией свидетельства о государственной регистрации права от 07.08.2006г. (л.д.38); копией договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 28.02.2006г. (л.д.34); копией договора дарения от 05.07.2007г. (л.д.35); справками паспортного отдела ООО Компания «Ж.» (л.д.65,73); копиями ордера (л.д.41,74), поквартирной карточки (л.д.75), лицевого счета (л.д.72); копией заявления Сафиуллина Х.Н. от 04.01.2002г. о регистрации зятя Гиматова Ф.Ф. (л.д.78), копиями свидетельств о заключении брака (л.д.191,192), копиями свидетельств о рождении (л.д.18,19).

    Сафиуллина Х.Д., Гиматов Ф.Ф., Гиматова Д.Х., ФИО2 жилых помещений в собственности не имеют, право приватизации ими не использовано, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (л.д.55,57,58,60), справками ОГУП «Обл.ЦТИ» (л.д.62,63).

    Сафиуллина Х.Д. в администрации Тракторозаводского района г.Челябинска на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит (л.д.89).

    В ответах администрации Тракторозаводского района г.Челябинска от 24.04.2008г. , от 08.12.2009г. , от 15.12.2009г. , от 19.04.2011г. , от 13.07.2011г. Сафиуллиной Х.Д. сообщено, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета имеют граждане, пострадавшие вследствие аварии на ПО «Маяк», принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г.; остальные граждане обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Жилищным кодексом РФ, при этом принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможно только при признании их в установленном порядке малоимущими (л.д.43-45,67,125).

    Доводы истца о том, что зять Гиматов Ф.Ф. с момента заключения брака с дочерью проживает с ними в квартире по адресу <адрес> в качестве члена ее семьи, они ведут общее хозяйство, на совместные средства приобретают вещи, производят ремонт, внуки ФИО4 <данные изъяты> года рождения, ФИО2 <данные изъяты> года рождения постоянно проживают со своими родителями в указанной квартире в качестве членов ее семьи с рождения, подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7

    В соответствии с п.3 ч.1 ст.1, ст.6 Федерального закона от 26.11.1998г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    В соответствии со ст.17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 11.07.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п.7).

    В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Названным постановлением установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 (ред. от 12.07.2011) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

    Согласно подпункта «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

    В соответствии с п.26 названных Правил при реализации мероприятий подпрограммы применяются сформированные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводные списки граждан - получателей социальной выплаты.

    В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

    Решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005г. № 7/9 на территории муниципального образования «Город Челябинск» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 (десять) квадратных метров общей площади на одного человека.

    Отказ администрации Тракторозаводского района г.Челябинска в принятии Сафиуллиной Х.Д. с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении суд находит необоснованным.

    В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному их этих оснований или по всем основаниям.

    Сафиуллина Х.Д. имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обращалась в администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении именно по этому основанию.

    Семья Сафиуллиной Х.Д. из шести человек проживает в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу <адрес>, и применительно положений ст.51 ЖК РФ является нуждающейся в жилых помещениях, что не оспаривается представителем ответчика администрации Тракторозаводского района г.Челябинска.

    С учетом изложенного исковые требования Сафиуллиной Х.Д. в части принятия ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обоснованны и подлежат удовлетворению.

    Анализ положений ст.17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 11.07.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, а также Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, свидетельствует о том, что несмотря на сохранение в п.7 ст.17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» различных форм обеспечения жилыми помещениями граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, и граждан, принятых на учет после указанной даты, действующие редакции подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов указания на возможность реализации права на получение социальной выплаты только теми гражданами, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, не содержат.

    В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 № 17-П, введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 01.01.2005, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 01.01.2005, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 01 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

    Доводы Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о том, что истец относится к категории граждан, меры социальной поддержки которой предусмотрены ст.17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», редакция данной статьи не изменена и содержит ограничение возможности предоставления социальной выплаты лишь тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, а Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 № 17-П в данном случае неприменимо, так как принято в отношении положений п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 названного Закона, суд находит несостоятельными.

    Так, в пунктах 4.1 и 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П указано, что поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

    Однако любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

    Поскольку в судебном заседании установлено, что Сафиуллина Х.Д. является эвакуированной из населенного пункта, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные ст.17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является нуждающейся в жилом помещении, она имеет право по получение социальной выплаты, которое удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

    Соответственно, требования Сафиуллиной Х.Д. о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», включении в сводный список граждан-получателей субсидий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк», по Челябинской области подлежат удовлетворению.

    В соответствии подпунктом «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

    В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, в также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч.1 ст.69 ЖК РФ).

    Поскольку в судебном заседании установлено, что Гиматов Ф.Ф. является мужем дочери истца Сафиуллиной Х.Д., был вселен в квартиру по адресу <адрес> в качестве члена семьи нанимателя, при приватизации указанной квартиры отказался от включения его в число собственников, при этом за ним сохранено право пользования названным жилым помещением (п.4 договора); постоянно проживает в указанном жилом помещении с женой ФИО2 (до брака ФИО3) Д.Х. совместно с Сафиуллиной Х.Д. и ее мужем Сафиуллиным Х.Н. в качестве члена их семьи; названные лица ведут общее хозяйство, совместно участвуют в расходах по содержанию жилого помещения, приобретают и пользуются общими предметами быта, оказывают друг другу взаимную поддержку и помощь; несовершеннолетние ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются внуками Сафиуллиной Х.Д. и с рождения проживают со своими родителями в названной квартире в качестве членов семьи Сафиуллиной Х.Д., суд считает возможным удовлетворить исковые требования Сафиуллиной Х.Д. о признании зятя Гиматова Ф.Ф., внуков ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами ее семьи.

    В соответствии с п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы оформление и выдача сертификатов гражданам-участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан-участников подпрограммы.

    Правовые основания для удовлетворения исковых требований Сафиуллиной Х.Д. о предоставлении социальной выплаты, выдаче государственного жилищного сертификата вне очереди отсутствуют.

    Доводы истца и ее представителя о неоднократных обращениях Сафиуллиной Х.Д. в администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска и получении отказов в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не являются основанием для удовлетворения исковых требований в этой части, поскольку истец не была лишена возможности своевременно оспорить решения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска в судебном порядке.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                        р е ш и л :

    Исковые требования Сафиуллиной Х.Д. удовлетворить частично.

    Признать Гиматова Ф.Ф., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами семьи Сафиуллиной Х.Д..

    Признать за Сафиуллиной Х.Д. с членами семьи право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

    Обязать администрацию Тракторозаводского района г.Челябинска принять Сафиуллину Х.Д. с семьей (супруг Сафиуллин Х.Н., дочь Гиматова Д.Х., зять Гиматов Ф.Ф., внучка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в целях участия в названной подпрограмме.

    Включить Сафиуллину Х.Д. с семьей (супруг Сафиуллин Х.Н., дочь Гиматова Д.Х., зять Гиматов Ф.Ф., внучка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в сводный список граждан-получателей социальной выплаты, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк», по Челябинской области.

    В остальной части иска Сафиуллиной Х.Д. отказать.

    Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                                           Е.А.Щербакова