Дело №2-1704/2011 Решение Именем Российской Федерации "29" августа 2011 года г. Челябинск Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе: председательствующего Володько П.В. при секретаре Васильевой Л.С. с участием прокурора Ивановой Я.Ю., ответчика ИП "Я", представителя ответчика Шилкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к ИП "Я" о признании деятельности незаконной, запрещении деятельности, установил: Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ИП "Я" о признании незаконной деятельности ответчика по организации и эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу г. Челябинск, ул. <адрес>. Прокурор просил обязать ответчика прекратить осуществление деятельности по эксплуатации указанной автозаправочной станции до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, охране окружающей среды и атмосферного воздуха. В обосновании исковых требований прокурор указал, что ИП "Я" осуществляется предпринимательская деятельность по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: г.Челябинск, ул.<адрес>, при этом допущены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе отсутствуют схема движения транспортных средств по территории, необходимые сертификаты на оборудование, инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности, журналы учета, станция не обеспечена жесткой буксировочной штангой, знаками пожарной безопасности. При эксплуатации автозаправочной станции образуются отходы производства в виде паров нефтепродуктов. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ ответчиком не получено. Нарушение ответчиком норм пожарной безопасности, а также норм законодательства об охране окружающей среды создает угрозу жизни и здоровью людей, а также причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Опасность причинения вреда является основанием для запрещения деятельности. В ходе производства по делу прокурор уточнил свои требования, указав, что нарушения пожарной безопасности ответчиком в настоящее время устранены, однако законодательство об охране окружающей среды продолжает нарушаться. Окончательно прокурор просил обязать ответчика ИП "Я" прекратить осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу г. Челябинск, ул. <адрес>, до устранения нарушений требований Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона "Об охране окружающей среды", выразившихся в осуществлении деятельности без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в отсутствие разработанного проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух. В судебном заседании прокурор Иванова Я.Ю. исковые требования поддержала. Ответчик ИП "Я"., представитель ответчика Шилков А.Н. исковые требования не признали, в судебном заседании указали, что деятельность по организации и эксплуатации автозаправочной станции является законной. Допущенные нарушения Правил пожарной безопасности в РФ ответчиком устранены, принимаются меры по согласованию нормативов выброса вредных веществ. Допущенные нарушения несущественны, устранимы и не являются основанием для запрещения деятельности. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению В соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. В судебном заседании установлено, что 23.12.2010г. "Я" зарегистрирован ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 50). В силу абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии со ст.23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку "Я" зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. На основании договора возмездного оказания услуг по размещению и обслуживанию оборудования № 2912-М3/10 от 29.12.2010 г., заключенного между заказчиком ИП "Я", и исполнителем ООО "В" № № ""В"", последний предоставляет право размещения и производит обслуживание оборудования заказчика на территории размещения, прилегающей к ЦТ ""В"" г. Челябинск, ул. <адрес>. Срок действия договора с 01.03.2011 г. по 31.01.2012 г. (л.д. 23 - 30). Деятельность по организации и эксплуатации автозаправочной станции законодательством РФ не запрещена. Письмом Ростехнадзора от 02.06.2005 № 11-12/1593 "О лицензировании автозаправочных станций" установлено, что отдельно стоящие автозаправочные станции не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ прекращено лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов и введено лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.04.2008 № 241 "О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности", прекращена регистрация автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов. Указанные акты свидетельствуют об отсутствии требований лицензирования деятельности по организации и эксплуатации автозаправочных станций. В этой связи не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании незаконной деятельности ИП "Я" по организации эксплуатации автозаправочной станции, поскольку такая деятельность законом не запрещена, лицензированию не подлежит, осуществляется с согласия собственника земельного участка. В настоящее время ответчиком все необходимые противопожарные мероприятия выполнены (л.д. 98). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При эксплуатации автозаправочной станции образуются выбросы паров загрязняющих веществ, в том числе гексана, метана, бензола, этилбензола, толуола. Источником выбросов является резервуар для хранения бензина, топливораздаточная колонка. В установленном порядке ИП "Я" не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу. Данные обстоятельства предметом спора не являются, подтверждаются материалами дела. Вместе с тем признаком причинения вреда окружающей среды является выброс вредного вещества в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы. Такими нормативами, в частности, являются ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"; ГН 2.1.6.1983-05 Дополнения N 2 к ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"; ГН 2.1.6.1339-03 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест". Доказательств того, что при осуществлении деятельности по эксплуатации автозаправочной станции ответчиком превышены установленные государством предельные нормативы выброса вредных веществ, прокурором не представлено, в обосновании требований он также не ссылался на превышение этих нормативов. Отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду само по себе не свидетельствует о причинении вреда окружающей среде и является только основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку такое разрешение является обязательным для расчета компенсационных платежей. Ответчиком проводятся работы по согласованию проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 31 - 32), что также свидетельствует об устранимости имеющихся нарушений. В соответствии с п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, т.е. в пятикратном размере. Ответчиком рассчитана плата за негативное воздействие на окружающую среду, произведен платеж за 2 квартал 2011 г. (л.д. 111 - 117). Таким образом, прокурором не представлено достаточных доказательств того, что деятельностью ИП "Я" по эксплуатации АЗС расположенной по адресу: г.Челябинск, ул. <адрес>, причиняется вред окружающей среде, а дальнейшее предотвращение причинения вреда возможно только посредством запрещения такой деятельности. Требования прокурора по заявленным основаниям удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к ИП "Я" о признании деятельности незаконной, запрещении деятельности, отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий П.В. Володько