решение по иску прокурора г. Челябинска к ОООК`У.` о понуждении проведению аттестации рабочих мест



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года        г.Челябинск

Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Зиновьевой Е.В.

при секретаре Сальниковой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Челябинска к обществу с ограниченной ответственностью Компания «У.» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к обществу с ограниченной ответственностью Компания «У.» (далее- ООО Компания «У.») с иском о признании незаконным бездействия ответчика по не проведению аттестации рабочих мест, понуждении к проведению аттестации всех рабочих мест. В обоснование иска ссылается на то, что в нарушение требований трудового законодательства аттестация не проведена. (л.д.2-5).

Прокурор в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика ООО Компания «У.» иск не признал, указывая, что фактически организация начала коммерческую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Государственной инспекцией труда в Челябинской области руководитель привлечен к ответственности. Установленный срок для устранения недостатков, проведения аттестации не истек.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено: аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 (действующим до 01.09.2011г.) утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее- Порядок).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" с 01 сентября 2011г. введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест с 1 сентября 2011 года.

В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).(пункты 1,1 Порядка)

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. (пункт 5).

В соответствии с п.9,10 Порядка для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Пунктом 46 Порядка установлено, что после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

В судебном заседании установлено:

ООО Компания «У.» создано и поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями Свидетельств о постановке на учет и Устава (л.д. 6-17)

. Юридический адрес <адрес>, что подтверждается Уставом. (л.д.9)

В соответствии с пунктом 7 Порядка, действовавшего до 01.09.2011г., вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Данное требование может быть распространено и на существовавшие ранее рабочие места, в отношении которых аттестация не проводилась.

Пунктом 8 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 342н установлено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Согласно штатным расписаниям, представленным ответчиком, в штате с ДД.ММ.ГГГГ. была штатная единица <данные изъяты> (л.д.64,65), с ДД.ММ.ГГГГ штатным расписанием предусмотрено <данные изъяты> штатных единиц (66-68).

Доводы представителя ответчика о том, что до ДД.ММ.ГГГГ. не были введены в эксплуатацию рабочие места опровергаются как приказом об изменении штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70), из содержания которого следует, что до ДД.ММ.ГГГГ существовало иное штатное расписание, которое не представлено в суд ответчиком.

На ДД.ММ.ГГГГ в ООО Компания «У.» были введены в эксплуатацию как минимум <данные изъяты> рабочих места- <данные изъяты> и <данные изъяты>, на указанные должности были приняты работники, что подтверждается их подписями в приказе (л.д.70).

Из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Государственной инспекцией труда в Челябинской области следует, что на ДД.ММ.ГГГГ численность работников ООО Компания «У.» составляет <данные изъяты> человек, в том числе <данные изъяты> женщин. (л.д. 23)

В ходе проверки установлен факт нарушения ООО Компания «У.» требований п.9 ч.2 ст. 212 ТК РФ- непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 22-25).

Выводы акта и выявленные при проверке нарушения представителем ответчика не оспариваются.

Ссылка ответчика на осуществление предприятием оптовой торговли, а не вредного производства и переработки опасных материалов, не имеет значения, поскольку аттестации подлежат все рабочие места, независимо от наличия вредных производственных факторов.

Представитель ответчика признал, что аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась.

Доводы ответчика об установлении срока для проведения аттестации рабочих мест, имевшихся у ответчика до ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> рабочих дней со дня вступления в силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 342н основаны на неправильном толковании норм права.

В соответствии с п. 3 Приказа от 26.04.2011 N 342н проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего Приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Кроме того, даже с ДД.ММ.ГГГГ. (не позднее которого введено в эксплуатацию <данные изъяты> штатных единиц), до дня рассмотрения дела прошло более <данные изъяты> рабочих дней, однако, доказательства того, что ответчиком создана аттестационная комиссия, определен график проведения работ по аттестации, в суд не представлено.

Ссылка ответчика на смену учредителей, руководителя, трудности поиска специализированной организации, которая может провести работы по аттестации рабочих мест, не имеет юридического значения и не может служить основанием для непроведения аттестации.

Доводы об установлении Предписанием Государственной инспекцией труда срока проведения аттестации до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) не освобождают ответчика от обязанности исполнять закон и провести аттестацию.

Статьями 353, 356 ТК РФ установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная инспекция труда не вправе изменять установленные законом и иными нормативными актами сроки исполнения обязанностей.

Указание в предписании срока устранения нарушений закона не отменяет незаконности бездействия ООО Компания «У.» и не освобождает ответчика об обязанности проводить аттестацию рабочих мест, в порядке, установленном Трудовым Кодексом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России)

Государственная инспекция труда в Челябинской области не является органом по разрешению трудовых споров. Поэтому привлечение руководителя ООО Компания «У.» к административной ответственности и вынесение предписания не препятствует прокурору обращаться в суд с требованиями о понуждении работодателя к выполнению требований закона по проведению аттестации рабочих мест.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ООО Компания «У.» провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда по должностям, предусмотренным штатным расписанием.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Челябинска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью Компания «У.» по не проведению аттестации рабочих мест.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Компания «У.» организовать и провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда по должностям, предусмотренным штатным расписанием.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Компания «У.» в доход муниципального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>. 00 коп. (<данные изъяты> руб<данные изъяты> коп.)

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, через районный суд, в течение 10 дней.

Председательствующий     Е.В. Зиновьева