Дело № 2-3154/2011 Именем Российской Федерации г. Челябинск «23» декабря 2011 года Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.Ю., при секретаре Синенко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Гунствина И. П. об оспаривании решений администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, УСТАНОВИЛ: Гунствин И.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и ГУАиГ администрации г. Челябинска об отказе в подготовке проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> на кадастровом плане территории г. Челябинска; просил обязать администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска и ГУАиГ администрации г. Челябинска совершить действия по заключению с ним договора аренды данного земельного участка. В обосновании заявления указано, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> был предоставлен ему в аренду в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году сначала ГУАиГ администрации г. Челябинска, а затем и администрация Тракторозаводского района г. Челябинска отказали ему в оформлении документов на указанный земельный участок со ссылкой на несоблюдение правил правового зонирования территории. Данный отказ является незаконным в силу того, что ранее уже был принят правовой акт о предоставлении земельного участка в аренду. Заявитель Гунствин И.П. участия в судебном заседании не принял. Представитель заинтересованного лица ГУАиГ администрации г. Челябинска Секерина Э.А. в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими. Представитель заинтересованного лица - администрации Тракторозаводского района г. Челябинска участия в судебном заседании не принял. В письменном отзыве заинтересованное лицо указало на необоснованность заявленных требований. Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания. Суд, выслушав представителя заинтересованного лица и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Права и обязанности органов местного самоуправления г. Челябинска и их структурных подразделений при предоставлении расположенных на территории г. Челябинска земельных участков в пользование (в том числе в аренду) или собственность для эксплуатации, проектирования и строительства объектов капитального строительства определяются Порядком оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 № 13/3 (далее - Порядок). В судебном заседании установлено, что Гунствин И.П. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> и части жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на указанном земельном участке. Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № и от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано постановление №, из содержания п. 4 которого видно, что Гунствину И.П. сроком на 3 года предоставлен в аренду под огород земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>. Так как орган местного самоуправления земельный участок предоставил на определенный срок, Гунствин И.П. имел право на заключение договора аренды данного земельного участка в пределах этого срока. Изданный в рассматриваемом случае правовой акт не предполагает права гражданина заключить договор аренды земельного участка в произвольное время. Гунствин И.П. в течение трех лет необходимых действий по заключению договора аренды данного земельного участка не выполнил и такой договор с ним заключен не был. Чьи-либо права на этот земельный участок в Управлении Росреестра по Челябинской области не зарегистрированы. Как пояснила в предварительном судебном заседании представитель заявителя Леонтьева Н.В., на кадастровый учет данный объект не ставился. При таких обстоятельствах суд не находит оснований согласиться с мнением заявителя, что на момент рассмотрения дела земельный участок ему предоставлен. Согласно п. 47 Порядка гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, обращается с заявлением на имя главы администрации района, в пределах границ которого находится земельный участок. Действуя в соответствии с п. 47 Порядка, Гунствин И.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка, примыкающего к основному, по адресу <адрес>. В соответствии с п. 48 Порядка в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, глава администрации соответствующего района в городе на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает ГУАиГ администрации г. Челябинска. В соответствии с п. 49 Порядка заявление рассматривается главой администрации района и направляется с сопроводительным письмом в ГУАиГ администрации г. Челябинска. Письмом администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Гунствина И.П. направлено в ГУАиГ администрации г. Челябинска по принадлежности. В дополнение к данному заявлению ДД.ММ.ГГГГ Гунствин И.П. подал в ГУАиГ администрации г. Челябинска заявление, в котором просил подготовить проект распоряжения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес>. На основании п. 61 Порядка в случае прекращения оформления документов заявитель уведомляется письмом за подписью руководителя структурного подразделения о прекращении работы над оформлением документов в срок, не превышающий 30 дней с даты возникновения причины отказа. Согласно п. 51 Порядка в случае невозможности оформления документов по причине несоответствия нормативным требованиям, нарушения требований законодательства заявителю направляется уведомительное письмо за подписью главы администрации района. Как следует из письма ГУАиГ администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №т, предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> не представляется возможным, так как данный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне №, где не предполагается размещение индивидуальных жилых домов и сопутствующих им построек. Главой администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в адрес Гунствина И.П. направлено аналогичное уведомительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ №. Суд не находит данный отказ противоречащим закону по следующим основаниям. Согласно п. 60 Порядка основанием для отказа в оформлении документов является нарушение требований федерального законодательства, законов Челябинской области, нормативных правовых актов органа местного самоуправления, нормативных требований. Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлена возможность отнесения земельных участков земель населенных пунктов к различным территориальным зонам. В соответствии с п. 2 данной статьи правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В силу п. 3 той же статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. На основании п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан учитывать зонирование территории при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды его использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Как указано в п. 6 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Правовое зонирование территории г. Челябинска утверждено решением Челябинской городской Думы от 27.04.2004 № 36/8. Данным решением установлено, что функциональная зона Б.1.2.2 является общественно-деловой (вне исторической зоны). Для данной зоны разрешены следующие виды землепользования: скверы, бульвары; блокированные жилые дома; многоквартирные дома в 2 - 4 этажа; многоквартирные дома в 5 этажей и выше; квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на 1 этаже; объекты дошкольного воспитания; школы; заведения среднего специального и высшего образования; дома культуры, клубы многофункциональные или целевого назначения; библиотеки, информационные центры; музеи, выставочные залы; кинотеатры, видеосалоны; танцзалы, дискотеки; аптеки; поликлиники, консультации, кабинеты практикующих врачей, центры народной и др. медицины; отделения связи, телефон, телеграф; банки, отделения банков, иные финансовые организации; магазины товаров первой необходимости; магазины без ограничения профиля или ассортимента; рестораны, бары, кафе, закусочные; пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, иные объекты бытового обслуживания населения; сфера услуг для граждан; бани, сауны; гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов; организации и учреждения управления, общественные организации; офисы, конторы, компании и другие предприятия бизнеса; научные, проектные и строительные организации, кроме биологических и промышленных лабораторий, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека; суды; отделения милиции; печать, пресса; рекламные агентства; объекты культа; спортивные комплексы. Кроме того, возможны также такие виды использования: открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв.м. площади здания общественного назначения; многоэтажные гаражи-стоянки; общественные туалеты на участках не более 60 кв.м.; отдельно стоящие жилые дома усадебного типа на 1 семью; рынки открытые и закрытые; киоски, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения; мастерские по ремонту и обслуживанию автомобилей; автозаправочные станции; инженерно-технические объекты: котельные, КНС, ТП, ГРП, АТС и др. Из заявлений Гунствина И.П. и пояснений его представителя в предварительном судебном заседании следует, что испрашиваемый земельный участок нужен заявителю в качестве дополнительного к земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., который используется им для эксплуатации жилого дома. Ранее (постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) данный земельный участок предоставлялся Гунствину И.П. для эксплуатации огорода. Так как данный вид землепользования не соответствует правовому зонированию, установленному для испрашиваемого земельного участка, заявителю правомерно отказано в оформлении документов. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд вправе удовлетворить заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления лишь при наличии совокупности двух обстоятельств: оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя и не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В данном случае основания для удовлетворения заявления отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Гунствина И. П. об оспаривании решения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска. На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: