при секретаре Козявкиной Ю.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Скокова М.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о предоставлении мер социальной поддержки УСТАНОВИЛ: Скоков М.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на оплату коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией на членов семьи. В обоснование иска указал, что как ветеран подразделения особого риска имеет право на предусмотренные п.3 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%. До ДД.ММ.ГГГГ года ему и членам его семьи льгота по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялась в полном объеме, в том числе предоставлялась льгота по 50 процентной оплате коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией на членов семьи. В настоящее время 50 процентная льгота по оплате коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией на членов семьи не предоставляется. Считает, что ответчик неправильно толкует внесенные в п.3 ст. 14 Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменения в порядке реализации льгот и предоставления компенсационных выплат по оплате коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией на членов семьи, что ухудшает условия предоставления льгот и является недопустимым. Истец Скоков М.И. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска Ярчихина Т.П. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что члены семьи истца не имеют 50% льготу по оплате коммунальных услуг, Скоков М.И. получает эту компенсацию в соответствии с законом. Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии. (л.д.178,179,180). Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области представили отзыв, согласно которому с требования истца считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как члены семьи истца не имеют 50% льготу по оплате коммунальных услуг (л.д.57-60). Третьи лица Засыпкина Н.А., Глухарева С.Н., Скокова О.В. в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии (л.д.182-183). Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. В судебном заседании установлено. Скоков М.И. является ветераном подразделения особого риска и в соответствии с п.п. «в» п.1,п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделения особого риска» ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п.4 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции от 24 ноября 1995 года) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы) гарантировались следующие льготы: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренным действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антенами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отопление, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложена в новой редакции. В соответствии с п.3 ч.1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. По смыслу положений п.п.1 и 2 ч.1 ст.13, п.4 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 ( в редакции от 24 ноября 1995 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» льгота в виде скидки в размере 50 процентов от установленной платы за пользование коммунальными услугами предоставлялась только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы и на членов их семей, указанная льгота не распространялась. Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате пользования коммунальными услугами, а потому не ухудшила положения членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку такая льгота как в ранее действовавшей редакции, так и в настоящей редакции на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы не распространяется. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных п.3 ст. 14 базового Чернобыльского закона переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на представление субвенций устанавливается правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом Челябинской области от 25 декабря 2008 года № 345-ЗО ( в редакции Закона Челябинской области № 148-ЗО от 23 июня 2011 года) «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, эти меры предоставляются в форме денежных выплат (компенсаций расходов), осуществляемых на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (до 11.07.2011 г.), либо на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации регламентированы Положением, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. № 5-П и Положением, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П; согласно которым назначение гражданам компенсации расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства, либо по месту пребывания гражданина, по его заявлению. Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определяют, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, в котором гражданина проживает временно, признается местом пребывания. Из материалов дела следует, что Скоков М.И. зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире № дома № по ул. <адрес> в г.Челябинске. Совместно с ним в квартире зарегистрированы жена Скокова О.В., дочь Глухарева С.М. и мать жены Скокова О.В., <данные изъяты> по общему заболеванию. (л.д.13,184,185) Скоков М.И., его супруга Скокова О.В. и дочь Глухарева С.М. на основании договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками в равных долях трехкомнатной квартиры № дома № по ул. <адрес> в г.Челябинске. (л.д.168-171) Как следует из искового заявления, пояснений Скокову М.И. в судебном заседании истцу 50 процентная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг, а также за техобслуживание жилья выплачивается. Доводы Скокова НМ., что 50 процентная оплата за коммунальные платежи (отопление, водопровод,электроэнергия и т.д..) должна распространяться и на членов его семьи, совместно с ним проживающих, суд находит не состоятельными, поскольку положения пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ аналогичны положениям пункта 4 части первой этой же статьи до его изменения названным Федеральным законом -гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, а также членам их семей гарантировалась оплата занимаемой жилой площади ( в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством) в размере 50 процентов квартирной платы. Что касается предоставления льготы в виде 50 процентной скидки на оплату коммунальных услуг, то как в редакции 1995 года, так и в редакции 2004 года она была предусмотрена только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и на членов их смей не распространялась. Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменение правового регулирования в этой части не предусмотрено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Скокова М.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на оплату коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией на членов семьи отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суда в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска. Судья: Н.И. Сапрыкина