31 мая 2012 года г. Челябинск Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе судьи Сапрыкиной Н.И. при секретаре Козявкиной Ю.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Челябинска к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника №», Администрации города Челябинска, Управлению здравоохранения администрации города Челябинска об обязании совершить определенные действия УСТАНОВИЛ: Прокурор города Челябинска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в с исковым заявлением к администрации города Челябинска,Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника №», Управлению здравоохранения администрации города Челябинска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №» расположенные по адресам. Челябинск <адрес>, № (центр слуха), <адрес>№ (детская поликлиника), ул. <адрес>,№ (отделение восстановительной медицины) путем оборудования зданий, входных лестниц специальными приспособлениями, пандусами. В обоснование исковых требований прокурор ссылается на те обстоятельства, что проведенной прокуратурой города Челябинска проверкой в рамках соблюдения законодательства о социальной защите детей- инвалидов установлено, что входы в помещения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №» (далее МБУЗ ДГП №) расположенные по адресам. Челябинск <адрес>, № (центр слуха), <адрес>,№ (детская поликлиника), ул<адрес>,№ (отделение восстановительной медицины)не оборудованы специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в том числе и использующих кресла-коляски, что свидетельствует о несоблюдении государственных гарантий, декларированных статьей 7 Конституции Российской Федерации, является нарушением ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (л.д.2-5, 130-136). Участвующий в судебном заседании при рассмотрении и разрешении спора по существу помощник прокурора города Челябинска Челябинска Звонарева Т.Ю. поддержала исковые требования. Представитель ответчика Администрации города Челябинска, действовавшая на основании письменной доверенности № 05-224 от ДД.ММ.ГГГГ Реннер Е.В.(л.д.90) исковые требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому строительные нормы и правила на которые ссылается прокурор должны применяться при строительстве новых им модернизации, реконструкции уже построенных объектов, к которым здания МБУЗ ДГП № не относятся, отсутствуют доказательства о наличии технической возможности установки специального приспособления - пандуса- на входах зданий, согласно сведениям представленным МУП «А» в здании по адресу ул. <адрес> дом № техническая возможность устройства нормативного пандуса отсутствует, Распоряжением Администрации города Челябинска от 21 июля 2011 года № 4440 утверждены городская целевая программа «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в города Челябинска га 2012-2015 г..», финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета города, областного бюджета, согласно плану мероприятий и расчету финансовой потребности Программы, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете горда Челябинска на очередной финансовый год, обеспечение доступности зданий МБУЗ ДГП № указанной программой, как и финансирование этого мероприятия бюджетом города Челябинска на 2012 года утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрено, иные источники финансирования, отсутствуют. (л.д.84-86). Представитель ответчика МБУЗ ДГП №, действовавший на основании письменной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Рузаев И.А. (л.д.96) исковые требования не признал, поддержал представленный письменный отзыв, согласно которому МБУЗ ДГП №, в соответствии с Уставом является бюджетным учреждением, учредителем которого от имени муниципального образования город Челябинск является Администрация горда Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям горда Челябинска. Строительные нормы и правила на которые ссылается прокурор должны применяться при строительстве новых им модернизации, реконструкции уже построенных объектов, к которым здания МБУЗ ДГП № не относятся, просил учесть, что здания по ул. <адрес> дом № и ул. <адрес> д.№ имеют входы без ступенек, позволяющие инвалидам беспрепятственно войти в помещение.(л.д.97-99) Представитель ответчика Управления здравоохранения администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещены. Представители третьих лиц Комитета финансов Администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в судебное заседание не явились, извещены. Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть2). В силу положений статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан» предусмотрено, что основными принципам охраны здоровья являются в том числе и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; Согласно статьи 5 указанного выше закона государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации обусловленной наличие у них каких-либо заболеваний. Положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения основывается, в силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ними нормативные правовые акты. Согласно статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости -другими средствами подъема. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Исходя из положений ст. ст. 130-133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного в населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образования, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2,7,18 и 19 Конституции Российской Федерации) Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно положений под.1 п.1 ст.14, под.1 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнение бюджета. В соответствии со ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В силу статьи 82 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, при этом в силу пп.12 п.1 настоящей статьи к вопросам местного значения, в частности, относятся создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Согласно руководящих разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 689-О-О «ОБ отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым вытекающие из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой города Челябинска проверки в рамках надзора за исполнением действующего законодательства о социальной защите детей-инвалидов установлено, что входы в помещения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №» расположенные по адресам. Челябинск <адрес>, № (центр слуха), ул. <адрес>, № (детская поликлиника), ул. <адрес>,№ (отделение восстановительной медицины) не оборудованы специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски, что является нарушением ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 12Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 2 п.1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 31-102-99 и СниП 35-01-2001. МБУЗ ДГП № является бюджетным учреждением, его учредителем, согласно п. 4 Устава МБУЗ ДГП № является от имени муниципального образования «город Челябинск» Администрация города Челябинска в лице Управления здравоохранения Администрации горда Челябинска. (л.д.7-17) Согласно представленных суду письменных доказательств собственником нежилых помещений расположенных по адресу г.Челябинск ул. <адрес> д.№, ул. <адрес> д№, и ул. <адрес>№ является муниципальное образование «город Челябинск» (л.д.117-120). На основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашения о внесении изменений и дополнений № от ДД.ММ.ГГГГ указанные нежилые помещения переданы на праве оперативного управления МБУЗ ДГП № (л.д.18,19,21) В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, здания МБУЗ ДГП № являются объектом социальной инфраструктуры и общественными зданиями, и на них, в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здания МБУЗ ДГП № должны быть приспособлены для доступа инвалидов. Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом» Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают как интересы неопределенного круга инвалидов, к которым относятся не только детское население, потребности которого в квалифицированной медицинской помощи удовлетворяются данным бюджетным учреждением, но и их родители, бабушки, дедушки и другие лица. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. Положения Закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания. Доводы представителей ответчиков о том, что здание по адресу г.Челябинск ул. <адрес>, дом № и <адрес> дом № имеют входы без ступеней, что позволяет обеспечить доступ инвалидов в здание, а также о том, что в здании адресу г.Челябинск ул. <адрес>, дом № имеется офис врача общей практики вход в который оборудован пандусом, а из офиса врача общей практики возможен проход в помещение поликлиники явиться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора не может. Суду не представлено доказательств подтверждающих, что фактически имеющиеся по адресу г.Челябинск ул. <адрес>, дом №, <адрес> дом № входы обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Как следует из пояснений представителя ответчика МБУЗ ДГП № врач общей практики в штат МБУЗ ДГП № не включен, занимаемое им офисное помещение структурно отделено от помещения занимаемого МБУЗ ДГП № по адресу г. Челябинск ул. <адрес>№, дверью, имеющей запорное устройство в виде замка, закрывающегося на ключ, который находится у врача общей практики и работающего с ним персонала. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически имеющаяся в офисе врача общей практики входная группа с оборудованным в ней пандусом возможность беспрепятственного доступа инвалидов в помещение детской поликлиники не обеспечивает. Ссылка представителя ответчика Администрации города Челябинска на письмо из МУП «А» об отсутствии технической возможности устройства нормативного пандуса в здании, расположенном по адресу г.Челябинск ул. <адрес> дом № основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является, так как письмо МУП «А» не содержит сведений об исследованных документах, результатах расчетов, не проанализирована возможность реконструкции имеющейся входной группы с учетом требований по устройству нормативного пандуса, документ не содержит сведений, содержащих прямые указания на запрет такого оборудования. (л.д.124). При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиками не представлено доказательств того, что нарушение требований Федерального законодательства вызвано технической невозможностью оборудовать специальные приспособления для обеспечения доступа граждан-инвалидов и маломобильных групп населения в социально значимое учреждение здравоохранения. Не может быть признан правомерным и довод ответчика Администрации города Челябинска об отсутствии денежных средств, осуществления финансирования мероприятий по обеспечению доступности учреждений для инвалидов в рамках бюджета города, областного бюджета и расчету финансовой потребности в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города Челябинска на очередной финансовый год согласно целевой программы «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в городе Челябинске на 2012-1\2015 г.г.», которой финансирование обеспечения доступности зданий МБУЗ ДГП № не предусмотрено. Отсутствие денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения для соблюдения обязанностей, возложенных федеральным законодателем. Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В силу п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Согласно части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Устава г. Челябинска Администрация г. Челябинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Управление Здравоохранения Администрации г. Челябинска, в свою очередь, является структурным подразделением Администрации города Челябинска. Постановлением Главы г. Челябинска от 21.06.2007 N 245-п ( в редакции Постановления Администрации города Челябинска от 27 сентября 2010 года № 301-п) утверждено Положение об Управлении здравоохранения Администрации г. Челябинска, согласно которому в рамках решения основных задач Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска осуществляет в области комплексных проблем здравоохранения функцию руководства деятельностью муниципальных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с Положением, уставами муниципальных лечебно-профилактических учреждений. Также в соответствии с Положением Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска в области финансово-экономической и инвестиционной политики принимает участие в определении расходов на здравоохранение при формировании бюджета г. Челябинска, финансирует муниципальные лечебно-профилактические учреждения в рамках казначейского исполнения бюджета, является главным распорядителем средств муниципального бюджета, направляемых на муниципальное здравоохранение. В соответствии с п.16 Устава МБУЗ ДГП №, МБУЗ ДГП № выполняет муниципальное задание, сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью. Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, учитывая установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению доступности спорных объектов расположенных по адресу г. Челябинск ул<адрес>, № (центр слуха), ул. <адрес> № (детская поликлиника), ул. <адрес>№ (отделение восстановительной медицины) для инвалидов путем оборудования входных групп специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов- пандусами. Возлагая указанную обязанность в том числе и на МБУЗ ДГП №, Управление здравоохранения Администрации города Челябинска суд исходит из положений, бюджетного законодательства Российской Федерации, Устава города Челябинска, Положения об Управлении здравоохранения Администрации г. Челябинска, МБУЗ ДГП № согласно которым Управление здравоохранения Администрации города Челябинска и МБУЗ ДГП № являются соответственно главным распорядителем и распорядителем средств муниципального бюджета, направляемых на муниципальное здравоохранение и выполнение муниципальных заданий, сформированных и утвержденных Учредителем в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора города Челябинска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Администрацию города Челябинска, Управление здравоохранения администрации города Челябинска, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника №» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №» расположенные по адресу г.Челябинск ул. <адрес>,№ (центр слуха), ул. <адрес>, № (детская поликлиника), ул. <адрес>,№ (отделение восстановительной медицины) путем оборудования входов в здания пандусами. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья: Н.И. Сапрыкина.