решение иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах М.В.Б. к Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2012 г.        г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе

Председательствующего Зиновьевой Е.В.

При секретаре Сальниковой А.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах Маткиной В. Б. к Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах Маткиной В.Б. обратился к Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска с иском о предоставлении истцу по договору социального найма жилого помещения не менее 18кв.м.. В обоснование иска указывает, что Маткина В.Б. осталась без попечения родителей, помещена в детское государственное учреждение. Жилое помещение за ней не закреплено. После окончания обучения жильем обеспечена не была. Состоит на учет нуждающихся в получении жилья в Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска. (л.д. 2-4)

Прокурор и истец Маткина В.Б в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков Администрации г. Челябинска, Администрации Тракторозаводского района г.Челябинска иск не признает, указывая. что право истца на обеспечение жильем не оспаривает. Иск предъявлен преждевременно. Жилье будет предоставлено до конца 2012г. после сдачи дома в эксплуатацию.

Представители третьих лиц Министерства Финансов Челябинской области, Правительства Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, УСЗН Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерства социальных отношений Челябинской области в суд не явились, извещены. (л.д.81-87)

Министерство Финансов Челябинской области в отзыве указывает, что государственными полномочиями в части обеспечения жильем детей -сирот наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Законом Челябинской области «Об областном бюджете на 2012год» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенций муниципальным образованиям Челябинской области, в том числе муниципальному образованию Челябинский городской округ.(л.д.66-67)

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

Маткина В.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Челябинске. Мать истца- ФИО1 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. (л.д.6-8)

На основании Постановления Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.(л.д. 5)

Жилое помещение за ней закреплено не было.

Истец до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГБОУ НПО ПУ (л.д.73). После окончания обучения жильем истец не обеспечена.

Жилья на праве собственности либо на условиях найма истец не имеет. Зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по ул. <адрес>, в <адрес> г. Челябинске.

Согласно информации Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Маткина В.Б. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, однако, включена в список граждан из категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади. (л.д.69)

Указанные обстоятельства подтверждаются ответами Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, справками, постановлением главы Администрации Тракторозаводского района, справками Управления Росреестра по Челябинской области, копией списка и не оспариваются сторонами.

В силу ст. 8. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ Маткина В.Б. имеет право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма вне очереди.

В соответствии со ст. 114 УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" Область гарантирует финансирование областных программ социальной защиты населения, охраны и укрепление здоровья населения. Финансирование здравоохранения, социальной защиты и охраны окружающей среды осуществляется на основе сочетания бюджетных, страховых, внебюджетных, коммерческих и благотворительных начал.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статьей 1 данного Закона установлено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальные гарантии приемной семье, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с п.8 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями.

Согласно Порядку обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273 жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

Законом Челябинской области от 15 декабря 2011г. № 237-ЗО «Об областном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013 и 2014годов» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 152538,7 тыс. руб. в виде субвенций муниципальным образованиям Челябинской области, в том числе муниципальному образованию Челябинский городской округ 11880 тыс руб.

Город Челябинск - муниципальное образование, Исполнительным и распорядительным органом городского самоуправления является администрация города. Администрации районов в городе входят в состав городской Администрации. (ст.1, 23,24 Устава города Челябинска)

Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска не является исполнительным и распорядительным органом муниципального образования, не имеет самостоятельного бюджета, не является получателем средств на обеспечение жильем детей- сирот.

В соответствии с п. 1 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 2 сентября 2010 г. N 16/46 Администрация района в городе (далее - администрация района) является территориальным (районным) органом Администрации города Челябинска (далее - Администрация города), осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции на территории района в городе.

В силу п. 11 Положения Администрация района осуществляет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в том числе имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

принимает решения и осуществляет подготовку документов на заселение жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории района, в соответствии с действующим законодательством;

выдает разрешение и оформляет документы на заселение освободившихся жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

Поскольку государственные полномочия по обеспечению детей- сирот жилыми помещениями муниципальным образованием Челябинский городской округ администрациям районов не переданы, обязанность по предоставлению истцам жилого помещения возлагается на Администрацию г. Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.

Решением Челябинской городской думы от 25.10.2005г. № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Челябинск» установлена норма предоставления - 18кв.м. общей площади на 1 человека.

В соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР, ст. 50 ЖК РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м.

С учетом изложенного, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на условиях социального найма должна быть возложена на Администрацию города Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.

В иске к Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

     РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Челябинска предоставить Маткиной В. Б. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. (восемнадцать кв.м.) в г. Челябинске за счет средств бюджета Челябинской области.

В иске к Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий       Е.В. Зиновьева