решение по иску П.Л.А.к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации, Военному комиссариату Челябинской области о взыскании единовременного пособия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 г.      г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска, в составе:

председательствующего       Зиновьевой Е.В.

при секретаре                        Сальниковой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приходько Л.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации, Военному комиссариату Челябинской области о взыскании единовременного пособия

УСТАНОВИЛ:

Приходько Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о выплате единовременного пособия в связи с гибелью сына, принимавшего участие в борьбе с терроризмом.

В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ее сын ФИО1, во время прохождения воинской службы, принимая участие в контртеррористической операции, и погиб при выполнении служебно-боевых задач. Просит взыскать с ответчика единовременное пособие в размере <данные изъяты>. в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35 "О противодействии терроризму". (л.д.2)

В качестве соответчиков к участию в деле привлечены Министерство Финансов Российской Федерации, Военный комиссариат Челябинской области. (л.д.1)

Истец в суд не явилась, извещена, просит дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 101).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования уменьшил до <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп. (л.д 98-100).

Представитель ответчика Военного комиссариата Челябинской области иск не признал, указывая, что военкомат не является распорядителем и получателем бюджетных средств для выплаты единовременного пособия.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, в отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что истец реализовала свое право, выбрав получение единовременного пособия в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» (л.д.103, 31-33).

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, извещен, в отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.95-96, 104).

Представитель третьего лица СОАО «Военно-страховая компания» в суд не явился. извещен. (л.д.106)

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100000 рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.

Указанный Федеральный закон утратил силу с 01 января 2007 года в связи с введением в действие Федерального закона "О противодействии терроризму".

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 000 рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Пунктом 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Следовательно, в случае, если событие, послужившее основанием для возникновения права на выплату единовременного пособия, имело место в период действия Федерального закона "О борьбе с терроризмом", однако данное право не было реализовано до 1 января 2007 года - даты вступления в силу Федерального закона "О противодействии терроризму", учитывая, что правоотношения по получению выплаты и определению ее размера возникают с момента обращения за данной выплатой, то на такие требования распространяются положения именно Федерального закона "О противодействии терроризму".

В судебном заседании установлено, что сын истца ФИО1 был призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и направлен для прохождения службы в войсковую часть <адрес>. При проведении контртеррористической операции на территории Чеченской республики ФИО1 погиб при выполнении боевого задания ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельства о смерти, справки, приказа (л.д. 6, 47,48).

Родители погибшего ФИО1- отец ФИО2 и мать Приходько Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратились с заявлениями о выплате им единовременного пособия и страхового обеспечения в связи со смертью сына. (л.д. 72-75).

ОАО «Военно- страховая компания» ДД.ММ.ГГГГ выплатило ФИО2 и Приходько Л.А. по <данные изъяты> руб. единовременного пособия и по <данные изъяты> руб. страхового обеспечения, что подтверждается копиями платежных поручений (л.д. 88-91).

Довод Министерства обороны Российской Федерации о реализации истцом права на получение единовременного пособия по альтернативному основанию, а именно по пункту 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" посредством получения окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, подлежит отклонению, поскольку он основан на предположениях и не подтвержден доказательствами.

В соответствии с частью первойстатьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ОАО «Военно- страховая компания» в письменном отзыве указывает, что единовременное пособие выплачено в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в размере 120 минимальных окладов по воинской должности.

Однако, ни в платежных поручениях, ни в иных документах, представленных ответчиками и третьим лицом не указано, что выплаты произведены в соответствии с законом "О статусе военнослужащих".

В заявлениях ФИО2 и Приходько Л.А. также не указано, что они желают получить единовременное пособие именно в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих", а не в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" которым установлено пособие в размере 100000 рублей.

Как предусмотрено ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Аналогичная норма содержалась в п.5 ст. 20 Федерального закона "О борьбе с терроризмом".

В связи с этим членам семьи погибших военнослужащих, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и на основании части 2 статьи 20 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.

В статье 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" при сохранении тех же оснований и условий выплаты единовременного пособия, существенно увеличен его размер, который составил шестьсот тысяч рублей вместо ранее установленных ста тысяч рублей.

Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения дела судом является Федеральный закон "О противодействии терроризму", то суд при разрешении вопроса о размере единовременного пособия руководствуется суммами, установленными данным Федеральным законом на момент рассмотрения дела.

Отсутствие до 2008г. правового механизма регулирования порядка выплат единовременного пособия, установленного Федеральными законами "О борьбе с терроризмом" и "О противодействии терроризму" не может служить препятствием для получения истцом пособия в размере, установленном законом.

Частичная выплата пособия в ДД.ММ.ГГГГ. не препятствует истцу реализации права на пособие в полном размере. Иной подход привел бы к необоснованному умалению прав истца.

Отец погибшего ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5). В суд не представлены доказательства, что имеются иные лица, кроме истца, имеющие право на получение единовременного пособия.

С учетом изложенного, истец имеет право на получение единовременного пособия (с учетом частично произведенной выплаты) в размере <данные изъяты>.- <данные изъяты> руб. х <данные изъяты> = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 105 утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, указанных в ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму".

В соответствии с п. 3 Правил для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности:

а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия;

б) копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом;

в) документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица.

Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом.

На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия, указанного в пункте 2 настоящих Правил, или единовременного пособия, указанного в пункте 3 настоящих Правил.

Единовременные пособия выплачивается за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

Как установлено судом ФИО1 проходил службу в войсковой части, относящейся к Министерству обороны РФ (л.д.70).

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Министерству обороны РФ в 2012 году по Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на выплаты единовременных пособий членам семей (лицам, находившимся на их иждивении) лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а также лицам, получившим увечья при осуществлении мероприятий по

борьбе с терроризмом, повлекшие наступление инвалидности, выделены денежные средства в размере <данные изъяты> тысяч рублей.

Таким образом, Министерству обороны РФ, как федеральному органу исполнительной власти, участвующему в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, в ДД.ММ.ГГГГ году выделены денежные средства из федерального бюджета на данные цели. Поэтому единовременное пособие в пользу истца взыскивается с Министерства обороны РФ за счет средств бюджета Российской Федерации.

В иске к Министерству Финансов Российской Федерации, Военному комиссариату Челябинской области должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Приходько Л.А. удовлетворить.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Приходько Л.А. единовременное пособие в размере <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп., (<данные изъяты> руб<данные изъяты> коп.).

В иске к Министерству Финансов Российской Федерации, Военному комиссариату Челябинской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                            Е.В. Зиновьева