ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 апреля 2011 года город Челябинск
Судья Тракторозаводского районного суда г.Челябинска Бибарсова Л.И., с участием представителя Похожаевой Л.Н., помощника прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска Ивановой И., пожарного инспектора ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ в отношенииМУЗ «Г.»,
УСТАНОВИЛ:
04.03.2011г. с 11 до 13 часов проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического состояния зданий, в помещении поликлиники МУЗ "Г." по адресу: <адрес>, в ходе которой установлены нарушения требования пожарной безопасности, являющиеся обязательными для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также требующие их соблюдение на всех этапах создания и эксплуатации зданий и сооружений, которые создают угрозу жизни и здоровью людей и не устранение которых может привести к тяжелым последствиям, а именно: 1) Внутренний противопожарный водопровод в помещении поликлиники №1 не укомплектован согласно норм рукавами и стволами ППБ 01-03 п. 91. Отсутствие противопожарного инвентаря не позволит провести ликвидацию возгорания в здании на начальной стадии развития пожара, что создает угрозу развития пожара и жизни людей. 2) Покрытие пола общего коридора 2-го, 3-го этажа, хосписа, на путях эвакуации выполнено горючим материалом (линолеум). СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Нарушения, допущенные на путях эвакуации не позволят посетителям и сотрудникам учреждения своевременно и безопасно эвакуироваться, так как движение людей должно проходить по безопасной зоне, а будет проходить по линолеуму, который при горении образует опасные факторы пожара (дым, огонь, токсичные вещества), которые могут привести к травме, отравлению или гибели человека. Таким образом, пути эвакуации не удовлетворяю) требованиям безопасной эвакуации детей и сотрудников при пожаре. 3) Помещения поликлиники №1 не оборудованы первичными средствами пожаротушения. ППБ 01-03 п. 108 пр. №3 Пожарные шкафы отсутствуют. НПБ 151-2000 п.4.4-4.16, ГОСТ 51844-2009 Помещения поликлиники не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 ППБ 01-03 (на каждые 800 кв.м., здания требуется 4 огнетушителя ОП-5 или 2 огнетушителя ОП-10). Данное нарушение не позволит провести ликвидацию пожара на начальной стадии его развития, что создает угрозу жизни людей. При возникновении пожара отсутствие пожарных шкафов не защитит от повреждений огнем пожарный рукав, таким образом, им не возможно будет воспользоваться для ликвидации очага пожара, что приведет к дальнейшему распространению огня по всему зданию. 4) Допущена эксплуатация светильника в помещении подвала со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. ППБ 01-03 п. 60 Данное нарушение увеличит вероятность возникновения пожара в случае повреждения или разрушения электроламп накаливания. При перепаде напряжения в электросети или короткого замыкания возможен разрыв стеклянной колбы электролампы. Вольфрамовая нить ламп накаливания имеет температуру равную 3000 гр. С, что приведет к мгновенному возгоранию горючих материалов. Средняя температура пожара - 9000 гр.С. 5) Ширина дверного проёма ведущего к эвакуационному выходу, предназначенного для эвакуации составляет менее 1,2 м. СНиП 21-01-97* п.6.27*. Нарушения, допущенные на путях эвакуации не позволят детям и сотрудникам своевременно и беспрепятственно эвакуироваться, возникнет паника, увеличится время, которое требуется для эвакуации. 6) Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания. ППБ 01-03 п. 36 Данное нарушение может привести к воздействию на людей опасных факторов пожара (дым, огонь, токсичные вещества, образующиеся при горении) и привести к их гибели, т.е. придание строительной конструкции (кровли здания) нормированного предела огнестойкости предназначено для предотвращения обрушения кровли и гибели людей. 7) На путях эвакуации не установлены знаки (указатели) безопасности: направление движения к путям эвакуации (бегущий человек), размещение и направление к первичным средствам пожаротушения. ППБ 01-93 п.51. Нарушения, допущенные на путях эвакуации не позволят людям своевременно эвакуироваться, возникнет паника, увеличится время, которое требуется для эвакуации всех людей из помещений. 8) Двери запасных эвакуационных выходов закрыты на замки. ППБ 01-03 п. 52 Нарушения, допущенные на путях эвакуации не позволят людям своевременно эвакуироваться, возникнет паника, увеличится время, которое требуется для эвакуации всех людей из помещений. 9) Двери, ведущие в лестничные клетки на всех этажах без доводчиков и без уплотнения в притворах. (СНиП 21-01-97* п. 6.18*) Система самозакрывания дверей с уплотнением в притворах позволит держать двери всегда в закрытом положении и не допустит в лестничные клетки продукты горения (дым, токсичные вещества, образующиеся при горении) при эвакуации людей. 10) Двери пожароопасных помещений (складов, электрощитовой) металлические. (СНиП 2.08.02-89* п.1.82) Отделение частей здания с различным классом функциональной пожарной опасности достигается применением ограждающих конструкций с требуемым пределом огнестойкости, в которых выполняются дверные проёмы, к ним также предъявляются требования по пределу огнестойкости. Разделение частей здания ограждающими конструкциями выполняется с целью недопущения воздействия опасных факторов пожара из одной части здания в другую и предотвратить воздействие этих факторов на людей, находящихся в помещениях с различной функциональной пожарной опасностью и не позволит увеличить время локализации пожара в месте его возникновения.
По результатам постановлением прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска от 11.03.2011г возбуждено дело об административном правонарушении В представленных материалах указано, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем материал направлен в суд.
В суде исследованы следующие документы, подтверждающие виновность юридического лица в правонарушении: акт проверки исполнения законодательства от 9.03.2011г.; заключение специалиста по пожарному надзору; постановление прокурора от 11.03.20101г. об административном правонарушении; свидетельства о постановке на учет и внесении записи в Единый госреестр МУЗ «Г.»; положение о поликлинике МУЗ "Г."; Устав МУЗ "Г.", согласно которому учреждение несет ответственность по законодательству РФ за результаты своей деятельности; приказ о назначении главным врачом ФИО2; свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 18.10.2007г.)
Также представлены справки по выполнению противопожарных мероприятий, акты проверки качества работ по огнезащите, справка о количестве работающих и приписанных к поликлинике граждан.
В суде представитель указал, что в настоящее время почти половина из выявленных нарушений уже устранена, о чем имеется справка. По остальным нарушениям срочно решается вопрос об устранении, намечено выделение денежных средств в ближайшее время для устранения данных недостатков. Ранее они не привлекались к ответственности по данной статье, просят не приостанавливать их деятельность, а назначить штраф.
Изучив представленные материалы, выслушав участников, суд пришел к выводу о виновности МУЗ "Г." в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ - как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
В силу п.10 Правил пожарной безопасности, утв.Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны 18.06.2003г. собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Суд находит, что уважительных причин для невыполнения требований пожарной безопасности не установлено. Отсутствие надлежащего финансирования не является уважительной причиной для неисполнения вышеуказанных требований закона.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения и финансовое положение виновного юридического лица. Отягчающих наказание обстоятельств суд не находит.
К смягчающим обстоятельствам суд относит совершение правонарушения впервые, признание вины.
Суд учитывает, что хотя часть нарушений устранена в настоящее время, но не все нарушения устранены, а те, что не устранены, представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей, препятствующих эвакуации людей из горящего здания.
В связи с тем, что имеется угроза жизни или здоровью людей, связанной с продолжением деятельности в указанном помещении, необходимо применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Именно данный вид наказания будет адекватен общественной опасности совершенного правонарушения; отвечать целям предупреждения совершения новых правонарушений.
Менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, поскольку выявленные нарушения правил пожарной безопасности, в том числе те, которые до сих пор не устранены, имеют реальную опасность, ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в помещении, препятствуют их безболезненной, нетравматичной эвакуации, могут повлечь их возгорание.
Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, она является составляющей частью общественной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших задач государства, поскольку от пожаров люди получают травмы, погибают, потери от пожаров составляют десятки миллиардов рублей.
Назначенное административное наказание не повлечет за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено, поскольку приостановление деятельности хотя и создаст определенные неудобства для граждан, но, с другой стороны, не нарушит существенным образом их основные конституционные права, т.к. наказание не связано с лишением прав на жилище.
Суд исходит из баланса публичных и частных интересов и отмечает, что продолжение деятельности учреждения создаст угрозу их жизни и здоровью.
В связи с этим доводы представителя о назначении менее строгого вида наказания не может быть принят во внимание.
Суд определяет разумный срок приостановления деятельности, достаточный для устранения допущенных нарушений.
Согласно ст.32.12 КоАП РФ суд определяет мероприятия, необходимые для обеспечения исполнения данного административного наказания. Нецелесообразным будет наложение пломб и опечатывание зданий, поскольку для устранения нарушения правил пожарной безопасности необходимо проведение работ, указанных в предписании инспектора пожарного надзора, которые подлежат выполнению, вместе с тем не подлежит эксплуатация указанного помещения, связанная с проведением хозяйственных, коммерческих и иных мероприятий, связанных с нахождением людей в помещении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Муниципальное учреждение здравоохранения «Г.», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 30 (тридцать) суток, применив меры по исполнению мероприятий, необходимых для исполнения данного административного наказания, а именно: запретив эксплуатацию помещения, занимаемого МУЗ «Г.» по адресу: <адрес> (нежилое пристроенное здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве оперативного управления выражающуюся в запрете проведения в указанном помещении любой хозяйственной, коммерческой, лечебной деятельности, за исключением работ по устранению выявленных недостатков в пожарной безопасности.
Постановление в силу ст.32.12.КоАП РФ подлежит немедленному исполнению после вынесения.
Разъяснить, что на основании ходатайства юридического лица суд может досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья Л.И.Бибарсова