РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена г. г. Астрахань
... суд г. Астрахани в составе:
Федерального судьи Алямшиной Н.К.,
С участием адвоката Нуждовой Л.О.,
при секретаре Дадашовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Передериной Лидии Фроловны, Губиной Людмилы Дмитриевны, Передериной Анны Дмитриевны, Передерина Александра Валерьевича, Холобаевой Ольги Дмитриевны, Холобаевой Кристины Дмитриевны, Холобаева Ивана Дмитриевича Холобаевой Валерии Дмитриевны к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани, Комитету имущественных отношений г.Астрахани о признании права пользования жилым помещением и права долевой собственности на жилое помещение, в порядке приватизации жилья,
В присутствии и участии
представителя истцов Нуждовой Ларисы Олеговны- адвоката Адвокатской конторы ... г.Астрахани Филиала Астраханской областной коллегии адвокатов, действующей по ордеру и доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани, Комитету имущественных отношений г.Астрахани о признании права пользования жилым помещением и признании права долевой собственности на квартиру Номер обезличенНомер обезличен ... ..., ..., ссылаясь на то, что семья Передериных проживает в жилом помещении с Дата обезличена годов прошлого века, Передерина Л.Ф. живет с рождения, остальные вселены, на правах членов семьи, оформление приватизации жилья в административном порядке не представилось возможным, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение в указанное жилое помещение, а также разночтениями по нумерации квартиры в документах истцов, рекомендовано обратиться в суд.
Истцы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, доверили представлять интересы представителю.
Представитель истцов Нуждова Л.О. поддержала требования и пояснила, что истцы в досудебном порядке обратились в Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани по приватизации жилья, однако, в удовлетворении заявления отказано, рекомендовано обратиться в суд, из-за отсутствия ордера, договора найма и разночтения нумерации квартиры в личных документах истцов. Жилой дом состоит из трех квартир, квартиры Номер обезличен и Номер обезличен приватизированы, квартирой Номер обезличен пользуются истцы. Истцы приобрели право пользования жилым помещением, поддерживается состояние жилого помещения, оплачиваются коммунальные платежи. Другие лица, имеющие аналогичные права отсутствуют.
Представители Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани в судебное заседание не явились, возражения не представлены.
Представители Комитета имущественных отношений г.Астрахани в судебное заседание не явились, возражения не представлены.
Выслушав представителя истцов, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Истцы обоснованно обратились с данным иском в суд, поскольку по сообщению Управления Федеральной регистрационной службы АО, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект не зарегистрированы.
Письмом Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани от Дата обезличенаг. Номер обезличен сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд…
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии со ст. 7 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от Дата обезличена года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от Дата обезличена года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, ... и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от Дата обезличена года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.
В соответствии с распоряжением Мэра г.Астрахани "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от Дата обезличенаг. Номер обезличенр-м с Дата обезличенаг. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани.
Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют.
Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца.
Суд, основываясь на пп. 3 п. 2 ст. 153 и ст. 63 ЖК РФ, а также ст. 674 и п. п. 1 и 2 ст. 162 ГК РФ, полагает, что отсутствие ордера на вселение и письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей, в т.ч. по внесению платы за жилые помещения и оплате потребляемых ими коммунальных услуг.
Истцами представлены справки ООО "ЖилищникНомер обезличен и абонентского отдела ООО ЕИРЦ г.Астрахани об отсутствии задолженности истцов по оплате квартплаты и коммунальных платежей.
Проживание и регистрация нанимателя Передериной Л.Ф. по квартире Номер обезличен ..., ... подтверждается данными паспорта. Члены ее семьи зарегистрированы по квартире Номер обезличен указанного жилого дома, что подтверждается справкой Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани и карточками прописки, регистрации.
Однако, по данным Астраханского Филиала ФГУП»Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» жилой дом по адресу ... ...Номер обезличен состоит из трех квартир, квартира Номер обезличен приватизирована и значится за ФИО7, квартира Номер обезличен приватизирована и значится за ФИО6 Квартира Номер обезличен не приватизирована, последняя инвентаризация произведена в Дата обезличена по заявлению Передериной Л.Ф., для последующей приватизации.
По данным Астраханского Филиала ФГУП»Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» по состоянию последней технической инвентаризации по состоянию на Дата обезличенаг. квартира Номер обезличен ..., д. Номер обезличен, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический и кадастровый паспорта на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения не выявлены. Истцы ранее не участвовали в приватизации жилья.
В судебном заседании свидетели ФИО9 и ФИО8 подтвердили постоянное проживание истцов и пользование ими жилого помещения, расположенного по адресу ..., ..., .... Жилой дом состоит трех квартир, две квартиры приватизированы на других лиц, семья истцов живет в третьей. Не могут объяснить, почему произошла путаница в документации, поскольку, Передерина Л.Ф. жила с рождения в квартире Номер обезличен.
У суда нет оснований сомневаться в представленных оказаниях свидетелей.
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание, в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя, в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и, с учетом юридически значимых для Российской Федерации, норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.(Определение Конституционного Суда РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен О-П)
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что истцы постоянно проживают в спорном жилом помещении длительное время без регистрации, однако, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.( ФЗ « О праве граждан РФ на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ »).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Суд полагает обоснованным требование истцов о признании права пользования спорным жилым помещением, на условиях договора найма.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Ответчиками не представлены доказательства для ограничения прав истцов на спорное жилое помещение.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )
В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.
Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истцв в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд ) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних ( ст. 2 ).
Таким образом, действия ( бездействием) Управления по жилищной политике г.Астрахани нарушается право истцов вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, истцы имеют право участия в приватизации жилья, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.
В соответствии со ст. 244 ГКРФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности ( долевая собственность ) или без определения таких долей
( совместная собственность ).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В силу ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд полагает признать за истцами право пользования жилым помещением, на условиях договора найма, и право долевой собственности в равных долях на жилое помещение, расположенное по адресу ..., в порядке приватизации жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Передериной Лидией Фроловной, Губиной Людмилой Дмитриевной, Передериной Анной Дмитриевной, Передериным Александром Валерьевичем, Холобаевой Ольгой Дмитриевной, Холобаевой Кристиной Дмитриевной, Холобаевым Иваном Дмитриевичем, Холобаевой Валерией Дмитриевной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ..., ..., ..., на условиях договора найма.
Признать за Передериной Лидией Фроловной, Губиной Людмилой Дмитриевной, Передериной Анной Дмитриевной, Передериным Александром Валерьевичем, Холобаевой Ольгой Дмитриевной, Холобаевой Кристиной Дмитриевной, Холобаевым Иваном Дмитриевичем, Холобаевой Валерией Дмитриевной право долевой ( по Номер обезличен доле за каждым) собственности на квартиру Номер обезличен, жилой площадью Номер обезличен кв.м., общей площадью Номер обезличен кв.м., по ..., д. Номер обезличен, ... г.Астрахани ..., в порядке приватизации жилья.
Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
Мотивированный текст решения составлен Дата обезличенаг.
Федеральный судья Алямшина Н.К.