РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Стёпина А.Б.
при секретаре Ларине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамедова Фирдоси Кулу-оглы об оспаривании действий МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области,
установил:
Мамедов Фирдоси Кулу-оглы обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области, указав, что является собственником автомобиля «Номер обезличен» государственный номер Номер обезличен. При обращении Дата обезличена года в МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области для прохождения государственного технического осмотра транспортного средства ему было отказано, поскольку определением Советского районного суда г. Астрахани от Дата обезличена года был наложен арест на принадлежащее ему денежные средства и имущество. По мнению заявителя, отказ в проведении государственного технического осмотра является неправомерным.
В суде представитель заявителя Мамедова Ф.К. – Мешкова Ж.Ю. уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области по отказу в проведении государственного технического осмотра транспортного средства «Номер обезличен» государственный номер Номер обезличен, принадлежащий на праве собственности Мамедову Фирдоси Кулу-оглы. Обязать МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области провести государственный технический осмотр транспортного средства «Номер обезличен» государственный номер Номер обезличен, принадлежащий на праве собственности Мамедову Фирдоси Кулу-оглы.
В суде представитель заявителя Мамедова Ф.К. – Мешкова Ж.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица МОТОР ГИБДД УВД ... – Конокова О.А. возражала в части удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
На основании статьи 17 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре», при государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи: проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; контроль допуска водителей к участию в дорожном движении; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности; формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.
Как видно из материалов дела заявитель Мамедов Ф.К. является собственником автомобиля «Номер обезличен» государственный номер Номер обезличен. При обращении Дата обезличена года в МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области для прохождения государственного технического осмотра транспортного средства ему было отказано, в связи с имеющимся определением Советского районного суда г. Астрахани от Дата обезличена года о наложении ареста на его имущество.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом транспортного средства от Дата обезличена года; заявлением в МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области Мамедова Ф.К. от Дата обезличена года и имеющимися в нем служебными отметками о том, что имеется запрет на совершение регистрационных действий и государственный технический осмотр.
В суде представитель заинтересованного лица МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области – Конокова О.А. также пояснила, что заявителю было отказано в прохождении государственного технического осмотра в связи с наложением ареста на его имущество.
Вместе с тем, как следует из определения Советского районного суда г. Астрахани от Дата обезличена года, в нем не имеется сведений о наложении ограничений в части прохождения государственного технического осмотра. Определением суда наложен арест на денежные средства и имущество принадлежащее Мамедову Ф.К.
Кроме того, исходя из задач стоящих перед государственным техническим осмотром, закрепленных в пункте 2 указанного выше постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, государственный технический осмотр не является регистрационным действием. На него возлагаются функции: контроля за транспортными средствами и водителями; предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений; выявления транспортных средств; государственного учета; формирования и ведения федеральной информационной базы.
Исходя из содержания пункта 29 приказа МВД РФ от 24.11.2008 года за № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», к регистрационным действиям относится: снятие с регистрационного учета транспортных средств, выдача свидетельств о регистрации транспортных средств, паспортов транспортных средств и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов взамен утраченных, непригодных для использования или при их отсутствии в случаях, предусмотренных пунктом 43 настоящих Правил, а также иные регистрационные действия (кроме временной регистрации места пребывания транспортных средств), которые производятся регистрационными подразделениями по месту регистрации транспортных средств.
Кроме того, согласно пункту 6 приказа МВД РФ от 15.03.1999 № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств», лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании, обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Государственной инспекции, а впоследствии - в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Государственной инспекцией в соответствии с периодичностью, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).
Из указанных нормативных правовых актов следует, что все зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним в целях, поддержания необходимого технического состояния, обеспечивающего безопасность дорожного движения, подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
Государственный технический осмотр каждого транспортного средства, проводится систематически, в конкретный год и месяц, установленный ГИБДД. По результатам технического осмотра выдается талон о прохождении государственного технического осмотра.
Государственный технический осмотр проводится транспортным средствам, в отношении которых уже были совершены регистрационные действия.
Согласно, пунктам 3 и 45 приказа МВД РФ от 24.11.2008 года за № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, при наличии введенных судами запретов, ограничения предусмотрены только в отношении регистрационных действий, связанных с изменением права собственности. Однако государственный технический осмотр к таким действиям не относится.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2.1, 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (ред. от 24.02.2010), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр.
Как видно из определения Советского районного суда г. Астрахани от Дата обезличена года, судом не наложен запрет на эксплуатацию транспортного средства.
Вместе с тем, согласно положениям КоАП РФ, управлением транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра, является основанием для привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах отказ в прохождении государственного технического осмотра, являлся вмешательством государства в права собственника транспортного средства, поскольку препятствует ему в осуществлении основополагающих социальных прав и в то же время подвергает угрозе наложения административных взысканий и штрафов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неправомерности действий МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области по отказу в прохождении государственного технического осмотра, в связи, с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 254 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Мамедова Фирдоси Кулу-оглы об оспаривании действий МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области – удовлетворить.
Признать незаконными действия МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области по отказу в проведении государственного технического осмотра транспортного средства «Номер обезличен» государственный номер Номер обезличен, принадлежащий на праве собственности Мамедову Фирдоси Кулу-оглы.
Обязать МОТОР ГИБДД УВД Астраханской области провести государственный технический осмотр транспортного средства «Номер обезличен» государственный номер Номер обезличен, принадлежащий на праве собственности Мамедову Фирдоси Кулу-оглы.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Трусовский районный суд г. Астрахани.
В окончательной форме решение вынесено Дата обезличена года.
Судья Стёпин А.Б.
Копия верна:
Судья Стёпин А.Б.