РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2010 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышёвой Е.А., с участием помощника Астраханского транспортного прокурора Костина М.В., при секретаре Даниловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Астраханского транспортного прокурора к ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ», Администрации морского порта Астрахань о признании бездействий незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский транспортный прокурор обратился в Трусовский районный суд г. Астрахани с иском к ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности. В обоснование поданного им иска, указывая на то, что в порядке надзора за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды и законодательства, регламентирующего порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведена проверка по обращению ГУ МЧС России по АО. Проведенной проверкой было установлено, что 28.04.2010 года в Главное управление МЧС России по АО поступило сообщение о загрязнении акватории и береговой полосы левого берега реки Волга, вдоль полуострова Пролетарский, шириной от 1,5 до 2 метров, длиной 400 метров. В целях своевременного определения источника и ликвидации загрязнения, оперативным штабом ГУ МЧС России по АО о возникшей ситуации проинформированы Администрация порта Астрахани и ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ». Службой капитана морского порта г. Астрахани в адрес ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» было направлено поручение о проведении ликвидационных мероприятий. Однако ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» своевременно не приступили к устранению загрязнения, мотивируя свое бездействие наличием договорных отношений и необходимостью внесения предоплаты за оказание услуг по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Непринятие ответчиком мер по устранению загрязнения акватории реки Волга несло потенциальную опасность причинения вреда здоровью человека, водным биологическим ресурсам, животному и растительному миру, охрана которых гарантирована Конституцией РФ.
В судебном заседании помощник Астраханского транспортного прокурора уточнил исковые требования, указывая на то, что в соответствии с требованиями Федеральных законов от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона Астраханской области от 09.04.2007 №22/2007-ОЗ «О профессиональных аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» «Администрация морского порта «Астрахань» и ФГУП «СКУ АСПТР» входят в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданную исходя из принципа постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, в связи с чем, просил привлечь в качестве соответчика «Администрацию морского порта «Астрахани» и признать бездействия ответчиков незаконными, обязать ответчиков «Администрация морского порта «Астрахань» и ФГУП «СКУ АСПТР» заключить между собой договор, предусматривающий обязанность выполнения мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в рамках обеспечения надлежащего функционирования единой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разработать «Администрацией морского порта «Астрахань» и ФГУП «СКУ АСПТР» и ввести в действие план «ЛАРН».
Представитель ответчика ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ» Максимов А.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, указывая на то, что в соответствии с п.1.3 Устава ФГУП «СКУ АСПТР» является коммерческой организацией и осуществляет деятельность в соответствии с российским законодательством, при этом, для выполнения определенных видов работ имеет соответствующие лицензии и заключает договоры на выполнение соответствующих работ. В настоящее время между ФГУП «СКУ АСПТР» и ГУ «АМП «Астрахань» не имеется договора по ликвидации загрязнений нефтью и нефтепродуктами на акватории порта Астрахань. В случае наличия такого договора и соответствующей оплаты, ФГУП «СКУ АСПТР» выполнило бы необходимые мероприятия по ликвидации указанного розлива. Возложение обязанности на ФГУП «СКУ АСПТР» заключить договор, предусматривающий обязанность выполнения мероприятий по ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов, и разработать план совместных мероприятий, направленных на своевременное применение сил и средств аварийно-спасательного формирования, в случаях поступления информации об обнаружении загрязнений в зоне ответственности АМП, не могут быть удовлетворены, поскольку отсутствует законодательство, обязывающее ФГУП «СКУ АСПТР» заключать указанный вид договора, а также разрабатывать план мероприятий, направленный на своевременное применение сил и средств аварийно-спасательного формирования, в случаях поступления информации об обнаружении загрязнений в зоне ответственности кого-либо, просил в удовлетворении иска отказать.
Представители «Администрации морского порта «Астрахань» Ильин В.П., Старостина В.П. действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали относительно заявленных исковых требований указывая на то, что ФГУ «АМП Астрахань» и ФГУП «СКУ АСПТР» являются подразделениями подчиненными «Росморречфлоту», который в свою очередь, в соответствии с п. 7 приказа Минтранса России № 53 от 06.04.2009года осуществляет общее руководство функциональной подсистемой, запрашивает и получает в установленном порядке сведения необходимые для принятия решения по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов, просили в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц ГУ МЧС России по АО, Правительства Астраханской области, Департамента Росприроднадзора по ЮФО, действующие на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования Астраханского транспортного прокурора поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.
Представитель третьего лица «Росморречфлота», извещенный о дне и времени рассмотрения данного иска в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании было установлено, что 28 апреля 2010 года произошло загрязнение береговой полосы левого берега реки Волга вдоль полуострова Пролетарский пленкой нефтепродуктов шириной от 1.5-2 метров, длиной 400 метров. По данному факту штабом ГУ МЧС России по АО были проинформированы «Администрация морского порта «Астрахань», ФГУП «СКУ АСПТР». «Администрацией морского порта «Астрахань» было произведено оповещение организаций в соответствии со схемой оповещения: ФГУП «СКУ АСПТР», Межрайонной природоохранной прокуратуры по Астраханской области, Департамента Росприроднадзора по ЮФО, ЕДДС ГУ МЧС России по АО, ГУ ЛОВД в портах г. Астрахани, АФ ФГУП «Росморпорт». 29.04.2010 года инспектором Департамента Росприроднадзора ПО ЮФО было выдано предписание «Администрации морского порта «Астрахань» обязывающее принять меры к незамедлительной зачистке акватории Золотого Затона, р.Волга и береговой полосы о.Пролетарский от загрязнения нефтепродуктами и представить сведения о ликвидации последствий загрязнения. «Администрацией морского порта «Астрахань» данное предписание исполнено не было, а так же не были организованы мероприятия по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на данном участке. В результате чего, учитывая паводковое затопление, произошло попадание нефти и нефтепродуктов в акваторию реки Волга, а так же акваторию Каспийского моря.
Статьей 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 года ( с изм. от 27.12.2007 года) территорию порта составляют земельные участки, предоставленные для размещения порта в соответствии с земельным законодательством. Акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Согласно статье 10 ФЗ «О морских портах» №261 - ФЗ от 08.11.2007 года административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.
Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями.
Статьей 11 ФЗ «О морских портах» №261 - ФЗ от 08.11.2007 года Администрация морского порта осуществляет следующие функции: взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах; руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения; предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций.
Приказом от 6 апреля 2009 г. N 53 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море» утверждено положение, согласно которого функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства организаций, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации, и иных организаций, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектном уровнях.
Целями деятельности функциональной подсистемы являются: эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. Задачами функциональной подсистемы являются: планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; организация разработки и реализации плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов; контроль за состоянием технических средств ЛРН и готовностью АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота.
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области ЛРН в море и готовностью к применению сил и средств функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов: руководят мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и по ликвидации последствий такого загрязнения;
организуют несение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН во взаимодействии с ФГУ "Госморспасслужба России" и ФГУП "Росморпорт";
осуществляют контроль за обеспечением экологической безопасности в морских портах;
разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы администраций морских портов по предупреждению и ЛРН в море.
Основу сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы составляют морские профессиональные АСФ(н) федеральных государственных унитарных предприятий «Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ».
В целях поддержания постоянной готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению поставленных задач для оперативного реагирования на разливы нефти на морских бассейнах, в БАСУ, УАСПТР, а также в морских портах должно быть организовано круглосуточное дежурство сил и средств ЛРН в соответствии с Положением об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденным Приказом Минтранса России от 7 июня 1999 г. N 32.
Статьей 6 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151 –ФЗ от 22.08.1995 года ( с изм. от 25.11.2009 года) установлено, что основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по: участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.
Применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов по предупреждению и ЛРН планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов - при разливах нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности соответствующих администраций морских портов.
Постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 г. (с последующими изменениями) утверждены "Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (далее Основные требования), которыми определены принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, относящихся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, а также установлен порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на федеральном и региональном уровнях.
Согласно п.п.31 п.16 Устава ФГУ «Администрации морского порта «Астрахань» с изменениями от 19.02.2008 года следует, что организационно-распорядительными функциями администрации являются осуществление контроля за обеспечением экологической безопасности в морском порту, в том числе руководить мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морских портов отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения.
Следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Астраханского транспортного прокурора в части бездействий «Администрации морского порта «Астрахань» по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности «Администрации морского порта «Астрахань» 28.04.2010 года, поскольку контроль - это функция органов управления в определенной области. Его основной задачей является обеспечение соблюдения всеми субъектами правоотношений, в том числе и субъектами инфраструктуры морского транспорта, действующего законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, а также морских обычаев. Посредством контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов к исполнению предписаний законодательства. В задачи государственного контроля входят наблюдение за состоянием объектов инфраструктуры порта, проверка соблюдения требований законодательства и нормативов, выполнения мероприятий по рациональному использованию объектов, соблюдению экологических и иных нормативов и др.
Администрация порта выступает субъектом инфраструктуры морского транспорта, в связи с чем, именно на нее возлагается разработка и принятие мер, необходимых для предотвращения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а также проведение мероприятий по спасению людей, устранению пожаров на морских судах.
Данные положения отнесены к компетенции администрации порта, поскольку данный орган является органом, непосредственно управляющим деятельностью порта и его инфраструктурой, в его ведении находятся специальные подразделения, созданные в рамках порта, деятельность которых направлена на предотвращение указанных аварийных ситуаций.
Возложение указанных обязанностей не освобождает иные специальные органы от принятия соответствующих мер, однако именно представитель администрации порта обязан уведомлять соответствующие службы о возникновении аварийных или иных ситуаций и принимать меры экстренного реагирования.
С момента обнаружения угрозы администрация планирует мероприятия по ее предотвращению, разрабатывает планы; создает материальные, финансовые и технические резервы на случай возникновения кризисной ситуации; обеспечивает действие сотрудников порта, привлечение спецслужб, участвующих в обеспечении безопасности; подготавливает правовую базу деятельности аварийно-спасательных служб.
Действующее законодательство определяет пределы деятельности администрации порта его территорией и акваторией, однако в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, морскими обычаями в случае возникновения аварийных ситуаций, разливов нефти, нефтепродуктов, администрация порта обязана принимать участие в ликвидации указанных ситуаций даже в случае, если это выходит за пределы ее компетенции.
Суд не может согласиться с требованиями Астраханского транспортного прокурора о признании бездействий ФГУП «СКУ АСПТР»по ликвидации разлива нефти 28.04.2010 года, поскольку как следует из ответа ФГУП «СКУ АСПТР» район береговой полосы р.Волга является акваторией «Администрации морского порта «Астрахань» и ее зоной ответственности. Согласно п.1.4. Положения об организации аварийно - спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденного приказом Минтранса РФ от 07.06.1999 года № 32, несение АСГ в морских портах организуют АМП на основе заключенных договоров с ФГУП «СКУ АСПТР». Между ФГУП «СКУ АСПТР» и АМП»Астрахань» заключен договор на несение аварийно-спасательной готовности № 55/10 от 01.04.2010 года, согласно которого меры по устранению загрязнения нефтепродуктами береговой полосы предпринимаются после получения заявки от «Администрации морского порта»Астрахань» на проведение данного вида работ и ее оплаты. Со стороны «Администрации морского порта «Астрахань» никаких указаний ФГУП «СКУ АСПТР» относительно ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на п.Пролетарский дано не было, хотя ликвидация данных разливов предусмотрена в п.2.2 Устава ФГУП «СКУ СПТР», поскольку предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате осуществления его деятельности и получения прибыли.
Требования Астраханского транспортного прокурора в части касающейся возложении обязанности на ответчиков заключить договор, предусматривающий обязанность выполнения мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов суд, считает, не подлежащими удовлетворению поскольку в соответствии с требованиями статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Из нормы ст. 445 ГК РФ следует, что требование о понуждении заключить публичный договор может быть заявлено лишь одной стороной - потребителем услуг.
Согласно постановления правительства Астраханской области от 07.12.2005 года № 434-П и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Правительство Астраханской области постановило утвердить Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Астраханской области, которые определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН) на территории Астраханской области и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
Планы ЛАРН и календарные планы разрабатываются в частности ФГУ "Администрация морских портов Астрахань и Оля", что согласно п.1 изменений, внесенных в Устав данной организации от 23.03.2006 года является «Администрацией морского порта «Астрахань».
Планы ЛАРН и календарные планы организаций для территориального уровня утверждаются руководителем организации и главным управлением МЧС России по Астраханской области.
При прогнозировании загрязнения речных и морских акваторий в результате разлива нефти и нефтепродуктов планы ЛАРН организаций согласовываются с ФГУ "Севкаспрыбвод" и Северо-Каспийской специализированной морской инспекцией.
В судебном заседании представителями «Администрации морского порта «Астрахань» не отрицался факт отсутствия данного плана на предприятии, из пояснений стороны следовало, что данный план в настоящее время находится в разработке. Исходя из чего суд считает возможным удовлетворить требования Астраханского транспортного прокурора в части касающейся возложении обязанности на «Администрацию морского порта «Астрахань» в рамках обеспечения надлежащего функционирования единой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидаций аварийных разливов нефти обязать «Администрацию морского порта «Астрахань» разработать и согласовать, а так же ввести в действие предусмотренный действующим законодательством план «ЛАРН».
В остальной части заявленные исковые требования Астраханского транспортного прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено достаточно доказательств, обосновывающих заявленные требования относительно норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Астраханского транспортного прокурора к ФГУП «Северо-Каспийское управление Аварийно-спасательных и подводно-технических работ», «Администрации морского порта «Астрахань» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать бездействие «Администрации морского порта «Астрахани» в части ликвидации загрязнения береговой полосы полуострова Пролетарский нефтью и нефтепродуктами, имевшего место 28.04.2010 года, незаконными.
Возложить обязанность на «Администрацию морского порта «Астрахань» разработать и ввести в действие план ликвидации аварийных разливов нефти в зоне ответственности «Администрации морского порта «Астрахань», в остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течении десяти дней.
Судья: Е.А.Чернышева