Решение по иску о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 года г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышёвой Е.А., при секретаре Даниловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкиной Риммы Валентиновны к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани, Дувановой Любови Викторовне о признании права собственности на реконструированный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Галкина Р.В. обратилась в суд с иском к ответчикам Дувановой Л.В., Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани о признании права собственности на реконструированный жилой дом.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что 11 апреля 1974 года Дрямов В.М. по договору купли-продажи приобрёл в собственность домовладение Номер обезличен по ... ..., расположенное на земельном участке площадью-695 кв.м. В последствии 24.12.1991 года истец Галкина Р.В. зарегистрировала брак с Дрямовым В.М. и стала проживать с ним в указанном домовладении.

24 ноября 2006 года Дрямов В.М. умер, наследниками к имуществу умершего, в том числе и домовладения Номер обезличен по ... ... явились Боганова Р.В. и Дуванова Л.В. В связи с возникшим спором в отношении наследственного имущества Галкина Р.В. в 2008 году обратилась в суд с иском к Богановой Р.В. и Дувановой Л.В.о признании домовладения Номер обезличен по ... ... совместной собственностью и признании права собственности за ней на ? долю указанного домовладения.

Определением Трусовского районного суда г. Астрахани от 27.03.2008 года между сторонами судом было утверждено мировое соглашение, по условиям которого за Галкиной Р.В. признано право собственности в целом на летнюю кухню литер «Ж», с холодной пристройкой литер «ж».

В целях улучшения жилищно-бытовых условий Галкиной Р.В. в 2009 году самовольно за счёт собственных средств, без оформления проектно-сметной документации и получения разрешения на производство строительно-монтажных работ была произведена реконструкция принадлежащей ей летней кухни литер «Ж» и холодной пристройки литер «ж». Самовольная реконструкция заключилась в установке газового и отопительного оборудования, а также создании сливной системы канализации.

Истец полагает, что самовольная реконструкция объекта недвижимости не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан, так как произведена в соответствии с градостроительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. Имеются заявления жильцов домовладений Номер обезличен и Номер обезличен в которых лица, проживающие в указанных жилых домах не возражают против самовольной реконструкции.

В связи с указанным истец просит суд признать за ней право собственности на жилой дом литер «Ж», общей площадью-25,5 кв.м., жилой площадью-12,2 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., ..., ....

В судебном заседании представитель истца Якунина Н.А., действующая на основании доверенности поддержала заявленные исковые требования в полном объёме и просила суд их удовлетворить.

Истец Галкина Р.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил отзыв на исковое заявление в котором представитель ответчика, полагает возможным удовлетворение исковых требований, при условии, что судом будет установлено, что признание права собственности на самовольную постройку не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Ответчик Дуванова Л.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование своих возражений, что признание права собственности за Галкиной Р.В. на самовольно реконструированный объект недвижимости как на жилой дом, неизменно повлечёт за собой в последствии предъявление Галкиной Р.В. прав на земельный участок занятый объектом недвижимости, в то время как она, являясь собственником жилого дома литер «А», ранее приобретенного её отцом Дрямовым В.М. по договору купли-продажи от 11.04.1974 года имеет первоочередное право на использование земельного участка занятого домовладением литер «А», так как земельный участок площадью-695 кв.м. предоставлялся прежнему владельцу дома, именно под застройку жилого дома, имеющего в настоящее время литер «А», общей площадью-53,5 кв.м. и почтовый адрес: ..., ..., ....

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Дувановой Л.В., Боганова Р.В. в судебном заседании полностью согласилась с доводами Дувановой Л.В. и категорически не согласилась с доводами истца.

Выслушав мнение представителя истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Круг обстоятельств, имеющих юридическое значение по делу о признании права собственности на самовольную постройку, должен определяться исходя из общих условий, соблюдение которых требуется при реконструкции любого объекта недвижимости: наличие права на земельный участок, на котором ведется строительство, либо разрешение владельца этого участка или собственника существующего строения на реконструкцию; соблюдение целевого назначения и разрешение использования земельного участка.

Истец обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом литер «Ж», общей площадью-25,5 кв.м., расположенный по ... ....

До проведения самовольной реконструкции спорный объект недвижимости являлся объектом недвижимости нежилого назначения и представлял из себя летнюю кухню литер «Ж», площадью-16,4 кв.м., с холодной пристройкой литер «ж», общей площадью-15,3 кв.м.

Ранее летняя кухня литер «Ж», площадью-16,4 кв.м., с холодной пристройкой литер «ж», общей площадью-15,3 кв.м. являлась хозяйственной постройкой жилого дома литер «А», расположенного на земельном участке площадью-695 кв.м.

В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является, вопреки мнению заявителя, законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан должно подтверждаться не только соответствием возведенного объекта строительным нормам и правилам, но и соблюдением при строительстве правил пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

В судебное заседание истицей было представлено письмо ГУ МЧС России, согласно которого права осуществления надзорных функций на стадии реконструкции исключены из полномочий органов государственного пожарного надзора, однако истицей не представлено доказательств соответствия объекта реконструкции требованиям пожарной безопасности, в частности независимой оценки пожарного риска, поскольку в судебном заседании ответчик Дуванова Л.В. суду пояснила, что между жилым домовладением литер «А» и нежилым помещением кухней литер «Ж» незначительное расстояние, практически один метр, что не может соответствовать пожарным нормам и правилам.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что в данном случае при признании права собственности на кухонное помещение, нарушаются права и законные интересы собственника домовладения литер «А» Дувановой Л.В., поскольку отсутствуют достаточные противопожарные разрывы между данными строениями.

Как следует из разъяснений, данных п. 26 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее такую постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению акта ввода объекта в эксплуатацию.

Согласно имеющегося в материалах дела письма Комитета по строительству администрации г. Астрахани от 19.04.2010 года Галкиной Р.В. разъяснено право на обращение в суд с соответствующими исковыми требованиями в связи с тем, что реконструкция объекта недвижимости выполнена ею без полученного в установленном порядке разрешения в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса.

В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Из представленной суду технической документации на объект недвижимости, а именно кадастрового паспорта Номер обезличен, извлечения из технического паспорта Номер обезличен выданных Астраханским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» следует, что по ... ... подлежит сдаче в эксплуатацию кухня литер «Ж», реконструированная в жилой дом.

В 2008 году Галкина Р.В. обратилась в суд с иском к Богановой Р.В. и Дувановой Л.В.о признании домовладения Номер обезличен по ... ... совместной собственностью и признании права собственности за ней на ? долю указанного домовладения.

Согласно определения Трусовского районного суда г. Астрахани от 27.03.2008 года, вступившего в законную силу 07.04.2008 года между сторонами судом было утверждено мировое соглашение, по условиям которого за Галкиной Р.В. признано право собственности в целом на летнюю кухню литер «Ж», площадью-16,4 кв.м., с холодной пристройкой литер «ж», общей площадью-15,3 кв.м., торговый пункт литер «Е», площадью-6,2 кв.м., расположенные по адресу: ..., ..., .... За Дувановой Л.В. признано право собственности в целом на жилой дом литер «А», с холодной пристройкой литер «а», общей площадью-53,5 кв.м., жилой площадью-31,2 кв.м., общей площадью с учётом холодных помещений-59,5 кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., ....

Таким образом, ответчик Дуванова Л.В. является собственником жилого дома литер «А» по ... ..., расположенного на земельном участке площадь.-695 кв.м., предоставленного под строительство жилого дома, что подтверждается Договором на право застройки от 12.09.1927 года л.д. 9-13).

Право пользования земельным участком в полном объёме перешло Дувановой Л.В. от прежнего собственника домовладения отца - Дрямова В.М., приобретшего домовладение литер «А» в 1974 году по договору купли-продажи от 11.04.1974 года л.д.7).

Установление правомерности владения и пользования земельным участком является необходимым условием для разрешения вопроса о самовольном характере построек, возведенных на данном земельном участке.

В соответствии с ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В силу ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Истцом не представлено доказательств того, что земельный участок был предоставлен ей в установленном законом порядке для осуществления строительства спорного объекта.

Возникновение права собственности на самовольную постройку возможно лишь при условии, что лицо, осуществившее такую постройку, должным образом оформило землеотвод при отсутствии нарушений законных интересов других лиц: землевладельцев, землепользователей земельных участков и иных объектов недвижимости и с соблюдением гарантий, исключающих наличие угрозы жизни и здоровью граждан.

Из положений ст. 12, п. 1 ст. 218, а также п. п. 1 - 3 ст. 222 ГК РФ следует, что лицо, обратившееся с иском о признании права собственности на самовольную постройку, должно доказать наличие у него вещного права на земельный участок под самовольно возведенным объектом недвижимости.

Любой объект недвижимого имущества (в частности, здание, сооружение, строение) расположен на земельном участке, прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, этот квалифицирующий признак недвижимых вещей установлен п. 1 ст. 130 ГК РФ. Эта неразрывность с земельным участком обусловливает необходимость наличия прав на земельный участок у лица, осуществляющего строительство. В этом состоит презумпция следования правовой судьбы постройки судьбе земли.

В ЗК РФ предусмотрены права следующих групп лиц на использование земельных участков.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет (наряду с иными правами) право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, законодательно закреплен механизм регулирования гражданских правоотношений, основанный как на правовом закреплении права собственности на землю, так и признанием наряду с этим правом наличия иных вещных прав на землю: права пожизненного наследуемого владения земельным участком и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, согласно ст. 216 ГК РФ.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что возведение самовольной постройки в нарушение норм ЗК РФ, ГрК РФ не порождает для истца право собственности на строение, суд принимает во внимание целевое назначении земельного участка, поскольку отвод земельного участка "в установленном законом порядке" предполагает обязательно и его целевое назначение.

Истец Галкина Р.В. являясь собственником летней кухни литер «Ж», площадью-16,4 кв.м., с холодной пристройкой литер «ж», общей площадью-15,3 кв.м., произведя самовольную реконструкцию нежилого помещения, обратилась в суд с иском о признании права собственности на литер «Ж» как на объект недвижимости жилого назначения.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления и не относится к компетенции суда общей юрисдикции.

В соответствие ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив в совокупности все перечисленные выше доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 222 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Галкиной Риммы Валентиновны к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани, Дувановой Любови Викторовне о признании права собственности на реконструированный жилой дом, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение десяти дней.

Судья Е.А. Чернышёва

На дату 08.10.2010 года решение не вступило в законную силу.