РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 ноября 2010 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Стёпина А.Б.
при секретаре Ларине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление мэра города Астрахани об оспаривании представления прокурора Трусовского района г. Астрахани,
установил:
мэр города Астрахани обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Трусовского района г. Астрахани, указав, что прокурором указывается на нарушение требований законодательства при постановке молодых семей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При оформлении документов по семье ФИО2 были затребованы документы с прежнего места жительства по факсимильной связи с .... Получение данных документов было необходимо для постановки семьи на учет и не требовало их заверения в установленном законом порядке. Также факсимильной связью была получена справка о заработной плате, вместе с тем в материалах учетного дела имелся подлинник справки 2-НДФЛ. По другому учетному делу, при оформлении документов по семье ФИО1, была выдана расписка в получении документов для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на втором экземпляре которой, в отличие от первого экземпляра имеется подпись должностного лица и дата сдачи прилагаемых к заявлению документов. В отношении других семей, прокурором было указано на нарушение сроков принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению заявителя, данными действиями администрации города не были существенно нарушены права граждан.
В дополнительном заявлении указывается на несогласие заявителя в части привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц за выявленные нарушения законодательства.
Просил признать необоснованным и отменить преставление прокурора Трусовского района г. Астрахани об установлении нарушения жилищного законодательства.
В суде представитель заявителя – Тырнова Н.А. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица прокуратура Трусовского района г. Астрахани – Морозова И.Е. возражала в части удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, материалы учетных дел, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично, по следующим основаниям.
На основании части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно, пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, следует, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая условиям: признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из содержания пунктов 1, 3 и 5 статьи 11 Закона Астраханской области от 10.10.2006 № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», следует, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма граждане представляют в орган местного самоуправления документы: заявление, составленное по форме, установленной Правительством Астраханской области; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи гражданина; документ, подтверждающий право на льготу (при наличии такого права).
Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, как в подлинниках, так и в копиях, заверенных нотариусом или их выдавшими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
При наличии возможности у органа местного самоуправления самостоятельного получения необходимых достоверных сведений и документов, в том числе в электронном виде, данный орган имеет право использовать полученные сведения и документы вместо документов, представляемых гражданином. В этом случае представление гражданами соответствующих документов не является обязательным.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки исполнения требований законодательства направленного на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье», прокурором Трусовского района г. Астрахани Дата обезличена года в отношении мэра г. Астрахани вынесено предписание об устранении нарушений жилищного законодательства.
Из представления явствует, что в ходе проверки учетных дел, было установлено, что Дата обезличена года ФИО2 подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом представленные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок и жилой дом, являются факсимильными и не заверенными надлежащим образом. Также в материалах данного учетного дела имеется справка о заработной плате супруга заявительницы ФИО6, в виде факсимильной копии, надлежащим образом не заверенная.
Вместе с тем, согласно указанным выше Правилам и Закону Астраханской области представляемые при постановке на учет документы должны подтверждать наличие или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, а также подтверждать право на льготу (при наличии такого права). При этом предусмотрено право органа местного самоуправления самостоятельного получать необходимые достоверные сведения и документы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 указанного выше Закона Астраханской области, в случае необходимости уполномоченный орган имеет право проводить проверку сведений, содержащихся в представленных документах.
В суде представитель заявителя пояснила, что при постановке семьи ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий были запрошены сведения о собственности с ..., которые поступили в виде факса.
Как видно из материалов учетного дела, имеются сведения о регистрации ФИО6 в данном поселке, в связи, с чем запрашиваемые сведения о собственности были необходимы для их проверки и постановки семьи на учет.
Кроме того, из учетного дела семьи ФИО2 также следует, что сведения о доходах ФИО6 полученные факсимильной связи подтверждаются другим документом подлинником справки о доходах по форме 2-НДФЛ.
Согласно, постановлению исполняющего обязанности мера города от Дата обезличена года за Номер обезличен, следует, что семья ФИО2 была принята на учет молодых семей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах, поскольку заявитель имеет право самостоятельного запрашивать необходимые достоверные сведения и документы, получение которых было необходимо для постановки семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, представление прокурора о нарушении законодательства в данной части является необоснованным.
Из представления прокурора также следует, что в нарушение требований законодательства, в заявлении ФИО1 о включении его семьи в список участников подпрограммы отсутствуют дата принятия заявления и подпись должностного лица, удостоверяющая принятие заявления и документов.
Вместе с тем из учетного дела ФИО1 явствует, что имеется другое заявление, подписанное ФИО1 с указанием должностного лица его принявшего.
Согласно, постановлению исполняющего обязанности мера города от Дата обезличена года за Номер обезличен, следует, что семья ФИО1 была принята на учет молодых семей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах наличие двух заявлений, в одном из которых отсутствует подпись заявителя, и подпись должностного лица его принявшего не свидетельствует о нарушениях законодательства и жилищных прав семьи ФИО1, в связи с чем, представление прокурора в данной части является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 указанного выше Закона Астраханской области, уполномоченный орган осуществляет проверку представленных документов, формирует учетные дела и готовит заключение о соответствии заявителя требованиям, установленным статьей 23 настоящего Закона.
По результатам проверки представленных документов уполномоченный орган в срок не позднее 30 рабочих дней со дня их поступления принимает решение о принятии на жилищный учет или о мотивированном отказе в постановке на жилищный учет. О принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в течение 10 дней со дня его принятия.
Из представления прокурора следует, что по ряду учетных дел были нарушены сроки принятия решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на учет.
Данное обстоятельство представителем заявителя в суде оспорено не было и подтверждается учетными делами по заявлениям: ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8
С учетом указанных обстоятельств, представление прокурора в части нарушения сроков принятия решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на учет, является обоснованным.
В представлении прокурором ставиться вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона. Данное требование является необоснованным, по следующим основаниям.
Согласно, пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленные в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.
При этом, согласно, пункту 2 статьи 26 данного Федерального закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Кроме того, положения Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляют гарантии привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, включая гарантии, касающиеся сроков, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание.
Таким образом, по указанным основаниям, представление прокурора в указанной части подлежит отмене, как необоснованное.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 254 ГПК РФ, суд
решил:
заявление мэра города Астрахани об оспаривании представления прокурора Трусовского района г. Астрахани – удовлетворить частично.
Признать необоснованным представление прокурора Трусовского района г. Астрахани в части указания на предоставление при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: факсимильных, не заверенных надлежащим образом копий свидетельств о государственной регистрации права на земельный участок и жилой дом на имя ФИО7; факсимильной, не заверенной надлежащим образом копии справки о заработной плате ФИО6, а также в части оформления заявления ФИО1 о включении семьи в список участников подпрограммы, в котором отсутствует дата принятия заявления и подпись должностного лица, удостоверяющего принятие заявления и документов.
Признать необоснованным представление прокурора Трусовского района г. Астрахани в части рассмотрения вопроса о дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения закона.
Признать обоснованным представление прокурора Трусовского района г. Астрахани в части нарушения сроков принятия решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на учет.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Трусовский районный суд г. Астрахани.
В окончательной форме решение суда вынесено 8 ноября 2010 г.
Судья Стёпин А.Б.
На 9.11.2010 решение не вступило в законную силу