Решение по заявлению об оспаривании действий органа местного самоупраления



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2010 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышёвой Е.А., при секретаре Ержановой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Классен Александры Рафаиловны об оспаривании действий органа местного самоуправления Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Классен А.Р. обратилась в Трусовский районный суд г. Астрахани с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани. В обоснование своего заявления Классен А.Р. указала, что она на протяжении двадцати лет проживает в квартире <адрес> <адрес> Непосредственно поблизости её места жительства, а именно по адресу: г. Астрахань Трусовский район пл. Нефтебазовская, 24 находилось домовладение, которое в 1995 году было уничтожено пожаром. Поскольку земельный участок под уничтоженным пожаром домом <адрес> никем не использовался, Классен А.Р. стала облагораживать указанный земельный участок, выращивая на нём садоводческие культуры. В последствии, в 2008 году Классен А.Р. обратилась с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка, однако ей сообщили, что необходимо подготовить необходимый пакет документов.

24.03.2010 Классен А.Р. прочитала информацию в газете «Горожанин» о том, что Комитет имущественных отношений г. Астрахани предоставляет земельные участки за плату на праве аренды для целей, не связанных со строительством, где в том числе был указан земельный участок <адрес> <адрес>, площадью-311 кв.м. В связи с указанным Классен А.Р. было подано письменное заявление в Комитет имущественных отношений г. Астрахани о предоставлении ей данного земельного участка в аренду. Письмом Комитета имущественных отношений г. Астрахани Классен А.Р. было сообщено, что предоставление ей данного земельного участка под огород возможно сроком на 1 год без права возведения капитальных строений и при условии отсутствия прав третьих лиц. В связи с указанным Классен А.Р. был заказан проект границ земельного участка, за что согласно отчёта об оценке № 064 была произведена оплата в размере 46000 рублей. Однако письмом Комитета имущественных отношений г. Астрахани от 22.01.2010 года Классен А.Р. было отказано в предоставлении земельного участка, с мотивацией отказа на письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани от 20.05.2009 года № 574 из которого следует, что в соответствии с градостроительными регламентами установленными Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, запрашиваемый земельный участок расположен в санитарной зоне нефтебазы № 5 и относится к виду запрещенного использования объектов для проживания людей, для коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Заявитель полагает, отказ органа местного самоуправления по предоставлению ей земельного участка является незаконным, в связи чем, просит суд обязать Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани заключить с ней договор аренды на право пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>

В судебное заседание заявитель Классен А.Р. не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.

В судебном заседании представитель заявителя Кузнецова О.П. поддержала заявление, просила суд его удовлетворить, пояснив суду следующее, что Постановлением Мэра г. Астрахани от 30.03.2010 года № 2040-м Комитет имущественных отношений г. Астрахани был реорганизован на два юридических лица: управление муниципального имущества администрации г. Астрахани и управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани, имеющих разные юридические адреса, то Кузнецова О.П. действуя в интересах Классен А.Р. обратилась с заявлением непосредственно в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани о предоставлении информации в отношении указанного земельного участка. Письмом Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от 10.11.2010 года было повторно отказано в предоставлении Классен А.Р. на праве аренды земельного участка <адрес> со ссылкой на письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани от 20.05.2009 года № 574.

Представитель заинтересованного лица Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани Рясов Д.В. с доводами указанными в заявлении не согласился, пояснив суду, что ранее, в соответствии с положительной рекомендацией комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани от 07.06.2008 № 574 в адрес Классен А.Р. было направлено информационное письмо о возможности предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 1 год без права возведения капитальных строений и при условии отсутствия прав третьих лиц. После этого, МУП г. Астрахани «ППАПП» была подготовлена исполнительная съёмка и рекомендательное письмо горархитектуры от 16.09.2008 № 3597. Проект границ земельного участка 16.09.2008 года был утвержден комитетом имущественных отношений г. Астрахани. Однако, учитывая, что процедура оформления документов землепользования занимает продолжительное время, а так же определенных денежных затрат, то по просьбе Классен А.Р. комитетом имущественных отношений г. Астрахани был направлен запрос в горархитектуру с просьбой вернуться к рассмотрению о возможности предоставления данного земельного участка в аренду на более длительный срок.

Письмом от 20.05.2009 № 574 комитет горархитектуры сообщил, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, утверждёнными решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 28.08.2008 № 107, запрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне нефтебазы № 5 и относится к виду запрещенного использования объектов для проживания людей, для коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Данный вопрос был вынесен на заседание Комиссии по землепользованию и застройке г. Астрахани и после всестороннего обсуждения и обмена мнениями Комиссия единогласно решила в предоставлении земельного участка отказать.

Заслушав мнения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к подобным действиям относятся действия указанных лиц, нарушающие права и свободы граждан и создающие препятствия к осуществлению гражданами их законных прав.

Учитывая, то обстоятельство, что последний письменный отказ органа местного самоуправления - Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани по предоставлению Классен А.Р. в аренду земельного участка датирован 10 ноября 2010 года, суд руководствуясь ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, а также принимая во внимание п. 24 Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» приходит к выводу что заявителем не пропущен трехмесячный срок обращения в суд с данным заявлением.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела заявителем Классен А.Р. было подано заявление в орган местного самоуправления о предоставлении ей на праве аренды земельного участка <адрес> <адрес> для садово-огороднических нужд. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ Классен А.Р. со своей стороны было заказано и оплачено изготовление проекта границ земельного участка.

Письмом Комитета имущественных отношений г. Астрахани от 22.01.2010 года Классен А.Р. было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на письмо Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани от 20.05.2009 года № 574 в котором мотивацией отказа являются градостроительные регламенты установленные Правилами землепользования и застройки г. Астрахани. Из указанных правил следует, что поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в санитарной зоне нефтебазы № 5, то следовательно относится к виду запрещенного использования объектов для проживания людей, для коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 21 Правил землепользования и застройки г. Астрахани, утверждённых решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 28.08.2008 № 107 к виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон относятся - коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представителем заинтересованного лица не представлено доказательств, подтверждающих, то обстоятельство, что запрашиваемый земельный участок расположен в санитарной зоне нефтебазы № 5 в соответствии с Генеральным планом города Астрахани.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Классен А.Р.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Классен Александры Рафаиловны об оспаривании действий органа местного самоуправления-Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, удовлетворить.

Признать незаконным отказ органа местного самоуправления - Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани в предоставлении на праве аренды Классен Александре Рафаиловне земельного участка по <адрес> под садово-огородные нужды.

Возложить обязанность на орган местного самоуправления - Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани по совершению действий заключения с Классен Александрой Рафаиловной договора аренды земельного участка <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение десяти дней.

Судья Е.А.Чернышёва

6.12.2010 решение вступило в законную силу.