Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2011 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани Астраханской области в составе:
Федерального судьи Алямшиной Н.К.,
при секретаре Чорной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочарниковой Людмилы Дмитриевны к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани, Управлению по строительной и жилищной политике администрации г.Астрахани, Управлению земельными ресурсами администрации г.Астрахани о признании права собственности на реконструированное жилое помещение, в порядке приватизации жилья
В присутствии и участии
Представителя истца Бордюковой Татьяны Георгиевны, действующей по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани, Управлению по строительной и жилищной политике администрации г.Астрахани, Управлению земельными ресурсами администрации г.Астрахани о признании права собственности на реконструированную <адрес> в порядке приватизации жилья, ссылаясь на то, что проживает в указанном жилом помещении, предоставленном ей с членами семьи, в порядке расширения, зарегистрирована по <адрес>, в приватизации которой по соглашению участвуют члены семьи. Оформление приватизации жилья в административном порядке не представилось возможным, в связи с наличием реконструкции, рекомендовано обратиться в суд. Реконструкция <адрес> не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозы жизни и здоровья, что подтверждается техническим заключением, заключением эксперта санэпиднадзора.
Истец Бочарникова Л.Д. в судебное заседание не явилась, поддержала требования, доверила представлять интересы представителю.
В судебном заседании представитель истца Бордюкова Т.Г. поддержала требования и пояснила, что в досудебном порядке обратились в Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани, однако, в удовлетворении заявления о приватизации отказано, рекомендовано обратиться в суд, из-за наличия реконструкции. Истец зарегистрирована и ранее проживала в <адрес> данного жилого дома, в 1997г., в связи с увеличением семьи, в порядке расширения предоставлена дополнительно комната №, которую истец просит передать в собственность. По соглашению между членами семьи истец участвует в приватизации <адрес>, остальные участвуют в приватизации <адрес>. Истец поддерживается состояние жилого помещения, оплачиваются коммунальные платежи, члены семьи истца не претендуют на право участия в приватизации жилья, члены семьи истца реализуют свое право на приватизацию в отношении жилого помещения по адресу <адрес> другие лица, имеющие аналогичные права отсутствуют. В настоящее время получены необходимые заключения, подтверждающие возможность эксплуатации жилого помещения по назначению, права и интересы других ли не ущемляются, отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.
Представители Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани в судебное заседание не явились, возражения не представлены, просили рассмотреть дело без их участия. Представлен положительный отзыв на основании заключения постоянно действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушением земельного и градостроительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Истец обоснованно обратилась с данным иском в суд, поскольку по сообщению Управления Федеральной регистрационной службы АО, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект не зарегистрированы, кроме того, установлена реконструкция жилого помещения.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд…
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию, принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии со ст. 7 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно, в силу прямого указания закона.
Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.
В соответствии с распоряжением Мэра г.Астрахани "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от 27.08.2007г. № 820-р-м с 01.01.2008г. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани.
Письмом Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани от 23.12..2010г. № 7423 сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с произведенной реконструкцией, рекомендовано обратиться в Управление муниципального имущества.
Комитет имущественных отношений г.Астрахани сообщил истцу, что квартира спорная не приватизирована, т.е. является объектом собственности муниципального образования "Город Астрахань" и значится в реестре муниципального имущества г.Астрахани.
Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют.
Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца.
Бочарниковой Л.Д., согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлена освободившаяся квартира по адресу <адрес> <адрес>, на первом этаже, на состав семьи 4 человека.
Проживание нанимателя подтверждается справкой Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Л-О-1585.
Регистрация истца произведена по ранее предоставленному жилому помещению в этом же доме <адрес>, что подтверждается паспортными данными.
По данным Астраханского Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по состоянию последней технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по <адрес> соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический и кадастровый паспорта на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения выявлены в части реконструкции жилого помещения. Жилая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., общая площадь <данные изъяты> кв.м.
Истец ранее не участвовала в приватизации жилья.
В досудебном порядке истец обращался в Управление по строительной и жилищной политике администрации г.Астрахани по поводу ввода в эксплуатацию реконструированного жилого помещения, однако, письмом указанного Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию квартиры, в связи с реконструкцией, произведенной без полученного в установленном порядке разрешения (ст.51 Градостроительного кодекса РФ), рекомендовано обратиться в суд с иском.
Суд полагает, что, в данном случае, следует руководствоваться разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Судом установлено, что истец, осуществивший самовольную реконструкцию жилого помещения, предпринимал надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд полагает обоснованным предъявление данного иска, в связи с невозможностью в ином порядке регистрации права собственности на реконструированный жилой объект.
Судом установлено, что единственными признаками самовольной реконструкции являются отсутствие разрешения на строительство ( реконструкцию ) и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых истец предпринимал меры.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан может находиться любое имущество.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается соответствие жилого помещения требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с техническим заключением ООО" Архитектурное бюро Форма", обследуемая квартира расположена в торцовой части первого этажа многоквартирного жилого дома. Время строительства основного пластинного объема здания 1931г., реконструкция заключается в пристройке дополнительного строительного объема со стороны дворового фасада здания для сообщения с которым два оконных проема были перепрофилированы в дверные путем демонтажа подоконных участков. В основном объеме квартиры была демонтирована внутренняя печь. В жилом доме имеется газо,-водо,- и электроснабжение- централизованное, отопление котел на газовом топливе, канализация местная в выгребную яму. Анализ состояния основных строительных конструкций реконструированной квартиры выполнялся в соответствии с СП 13-102-2003 "Правила обследования строительных конструкций зданий и сооружений". В соответствии с принятой терминологией категория технического состояния конструкций оценивается как работоспособное. Квартира может использоваться по своему назначению.
Наниматели и собственники квартир жилого дома <адрес> представили суду акт об отсутствии возражений по иску о признании права собственности за истцом на <адрес> указанного жилого дома.
Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <адрес> предоставлен для эксплуатации жилого дома, вид права общая долевая собственность, правообладатели собственники помещений многоквартирного дома, доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке, предоставленной ФГУ" Земельная кадастровая палата" по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Ограничения и обременения не установлены.
В силу ст.ст. 40,41 Земельного кодекса РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков осуществляют права собственника земельных участков, имеют право в т.ч. возводить жилые, производственные, и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как установлено судом, право собственности собственниками многоквартирного жилого дома в установленном законодательством порядке не оформлено.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )
В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений( если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что истец постоянно проживает без регистрации, в спорном жилом помещении, предоставленном в порядке расширения к ранее предоставленному жилому помещению <адрес>, в котором истец зарегистрирована, однако, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.( ФЗ « О праве граждан РФ на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ »).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Суд полагает, что истец вправе приобрести жилое помещение в собственность на условиях, предусмотренных Законом " О приватизации жилищного фонда в РФ" и иными нормативными актами РФ. ( ст. 2 ).
Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, члены семьи истца не претендуют на право участия в приватизации жилья, реализуют права на ранее предоставленное занимаемого жилое помещение, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.
В соответствии с действующими в настоящее время Правилами пользования жилыми помещениями, переустройство и перепланировка жилого помещения могут производиться только в целях улучшения жилищных условий.
В соответствии со ст. 1 ч.14 Градостроительного кодекса РФ, под реконструкцией подразумевается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, в случае изменения объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией, а также изменения назначения объекта, соответствующие сведения должны быть внесены в лист записи об изменениях по объекту.
Истец произвел реконструкцию, в целях улучшения жилищно-бытовых условий, в границах экспликации земельного участка, самовольного занятия земельного участка строением не установлено.
Учитывая отсутствие сведений о существенных нарушениях градостроительных и строительных норм и правил, а также нарушениях прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровья граждан, иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со ст.ст.131 ГК РФ, право собственности на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Бочарниковой Людмилой Дмитриевной право собственности на реконструированную <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, Трусовского района г.Астрахани Астраханской области, в порядке приватизации жилья.
Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
Мотивированный текст решения составлен 11 февраля 2011г.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
На момент опубликования не вступило в законную силу.
Согласовано. Федеральный судья Алямшина Н.К.