Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2011г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:
Федерального судьи Алямшиной Н.К.,
при секретаре Чорной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлением Костиной Лолитты Львовны к Управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации жилья,
В присутствии и участии
представителя истца Богдановой Веры Федоровны, действующей по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Костина Л.Л. обратилась в суд с иском к Управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в порядке приватизации жилья. Жилое помещение предоставлено по месту работы Наримановское Межрайонное ПМК. С ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживает, зарегистрирована по указанному адресу. В приватизации отказано, в связи с отсутствием регистрации муниципальной собственности, не представлением в установленном порядке документов, в т.ч. послуживших основанием занятия жилого помещения. Ранее участия в приватизации не принимала.
Истец в судебное заседание не явилась, доверила представлять интересы представителю.
Представитель истца Богданова В.Ф. поддержала иск и пояснила, что жилое помещение предоставлено <адрес> передвижной межрайонной колонной в ДД.ММ.ГГГГ., истец выполняет обязанности нанимателя по содержанию жилья, оплате коммунальных и иных платежей. Ранее истец не участвовала в приватизации жилья. Другие лица в жилом помещении не проживают, отсутствуют лица, имеющие право участия в приватизации данного жилья. Приватизация в административном порядке невозможна, в связи с отсутствием ордера и регистрации ранее возникшего права собственности на объект.
Представители ответчика Управления муниципальным имуществом администрации <адрес> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, с иском ознакомлены, возражения не представили.
Представители Управления по жилищной политике администрации <адрес> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, с иском ознакомлены, возражения представлены в части отсутствия регистрации муниципальной собственности на объект.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Истец обоснованно обратилась с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по АО, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект отсутствуют.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан, при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде...
Проживание и регистрация истца, по указанному адресу подтверждается данными паспорта, карточкой регистрации.
По данным <адрес> Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по состоянию последней технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ, выдано извлечение из технического паспорта на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения не выявлены. Жилое помещение соответствует требованиям ст.15 ЖК РФ. Согласно заключения Филиала по устранению технических ошибок по генеральному плану <адрес> и техническому паспорту жилое помещение значится по адресу: <адрес>, в <адрес>. Костина Л.Л. ранее в приватизации жилья не участвовала. Сведения о собственниках помещения, в соответствии с законодательством, не указаны, имеется сведения по НО ЖЭК № <адрес>, без указания реестрового номера, однако, по сведениям суда указанная организация ликвидирована.
В порядке досудебной подготовки истец обращалась в организацию по месту предоставления жилого помещения ОАО ПП НПМК, представлен положительный отзыв.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, <адрес> и <адрес> и муниципальную собственность" от ДД.ММ.ГГГГ N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.
В соответствии с распоряжением Мэра <адрес> "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от ДД.ММ.ГГГГ №-р-м с ДД.ММ.ГГГГ функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации <адрес>.
В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении (обременений) на спорный объект отсутствуют.
Письмом Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что указанная квартира не является объектом собственности муниципального образования «Город <адрес>» и в реестре муниципального имущества не значится, в связи с чем, отсутствуют основания для положительного решения вопроса приватизации истцом жилого помещения.
Управление муниципального имущества администрации <адрес> также сообщило об отсутствии объекта в реестре муниципального имущества <адрес>.
В нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют.
Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями…( ст. 6 Закона )
В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений( если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Истец проживает в квартире, другие лица, имеющие право участия в приватизации указанного жилого помещения, проживавшие и\или проживающие в настоящее время, но не зарегистрированные по нему, судом не установлены. Данные обстоятельства подтверждаются справкой регистрации.
Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающего регистрацию жилого дома, как объекта собственности муниципального образования «Город Астрахань», так и отсутствие подлинника ордера, не влияет на жилищные права граждан, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку, граждане вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ (ст. 2). Кроме того, истец проживает в жилом помещении более ДД.ММ.ГГГГ лет, несет бремя содержания жилья, оплачивает коммунальные платежи.
Таким образом, нарушается право истца вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в части приватизации жилья, с уточнением данных адреса помещения, в соответствии с технической документацией. Другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.
Связи с тем, что представитель истца в судебном заседании отказалась от взыскания с ответчика государственной пошлины, суд считает возможным не взыскивать с Управления по жилищной политике администрации <адрес> госпошлину, подлежащую взысканию в возмещение судебных расходов истцу в размере <данные изъяты> рублей, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Костиной Лолиттой Львовной право собственности на <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, в порядке приватизации жилья.
Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
Мотивированный текст решения составлен 25 апреля 2011г.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
На момент опубликования не вступило в законную силу.
Согласовано.
Федеральный судья Алямшина Н.К.