Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2011 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:
Федерального судьи Алямшиной Н.К.,
при секретаре Чорной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Натальи Ивановны к Управлению по жилищной политике администрации <адрес>, Управлению по строительной и жилищной политике администрации <адрес>, Управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о признании права собственности на реконструированное жилое помещение, в порядке приватизации жилья
В присутствии и участии
истца Воробьевой Натальи Ивановны
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации <адрес>, Управлению по строительной и жилищной политике администрации <адрес>, Управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> о признании права собственности на реконструированную комнату №, <адрес>, кор1, <адрес>, ссылаясь на то, что проживает в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ с МУ БНО "ЖЭК Маневренного фонда" <адрес> заключен договор найма жилого помещения. Члены семьи супруг Воробьев Г.Н., дети Воробьева А.Г. и Воробьев А.Г. отказались от права участия в приватизации жилья. Оформление приватизации жилья в административном порядке не представилось возможным, в связи с отсутствием документа, подтверждающего вселение в жилое помещение, а также реконструкцией, рекомендовано обратиться в суд. Получены техническое заключение, санэпидзаключение о возможности эксплуатации жилого помещения.
Истец Воробьева Н.И. в судебном заседании поддержала требования и пояснила, что приватизация в административном порядке невозможна, в связи с тем, что не сохранился документ, подтверждающий законность вселения и произведенной реконструкцией. Права и интересы членов семьи и остальных жильцов квартиры не ущемляются. В досудебном порядке по поводу приватизации обратились в Управление по жилищной политике администрации <адрес>, однако, в удовлетворении заявления отказано, рекомендовано обратиться в суд, из-за отсутствия ордера. При составлении технической документации специалистами БТИ выявилась реконструкция, за получением разрешения на ввод в эксплуатацию реконструкции обращались в Управление по строительной и жилищной политике администрации, однако, в связи с самовольной реконструкцией предложено решать вопрос в судебном порядке. Семьей поддерживается состояние жилого помещения, оплачиваются коммунальные платежи, отсутствие ордера не является основанием для ущемления прав. Члены семьи не претендуют на право участия в приватизации жилья, другие лица, имеющие аналогичные права отсутствуют.
Представители Управления по жилищной политике администрации <адрес>, Управления муниципального имущества администрации <адрес>, Управления по строительной и жилищной политике администрации <адрес> в судебное заседание не явились, возражения не представлены, просили рассмотреть дело без их участия.
Третьи лица Воробьев А.Г., Воробьева А.Г., Воробьев Г.Н. в судебное заседание не явились, возражения по иску не представлены, просили рассмотреть дело без их участия. Отказались от права участия в приватизации жилого помещения.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Истец обоснованно обратилась с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной регистрационной службы АО, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект не зарегистрированы.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд…
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии со ст. 7 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с распоряжением Мэра <адрес> "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от ДД.ММ.ГГГГ №-р-м с ДД.ММ.ГГГГ функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации <адрес>.
Письмом Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №б сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение.
Проживание и регистрация нанимателя и членов семьи подтверждаются карточкой квартиросъемщика, справкой Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, договором найма от ДД.ММ.ГГГГ, а также паспортными данными.
По данным <адрес> Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по состоянию последней технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ комната № <адрес>,<адрес> соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения выявлены в части реконструкции, за счет присоединения места общего пользования. Истец ранее не участвовала в приватизации жилья.
Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается соответствие жилого помещения требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )
В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права истца и членов ее семьи, проживающих в муниципальном доме, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд ) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних ( ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Таким образом, ответчиком нарушается право истца вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Суд полагает иск в части приватизации жилого помещения обоснованным и подлежащим удовлетворению, члены семьи истца не претендуют на право участия в приватизации жилья, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.
Исковые требования в части реконструкции жилого помещения также обоснованны и подлежат удовлетворению.
В досудебном порядке истец обращался в Управление по строительной и жилищной политике администрации <адрес> по поводу ввода в эксплуатацию реконструированного жилого помещения, однако, письмом указанного Управления от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию квартиры, в связи с реконструкцией, произведенной без полученного в установленном порядке разрешения (ст.51 Градостроительного кодекса РФ), рекомендовано обратиться в суд с иском.
Суд полагает, что, в данном случае, следует руководствоваться разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Судом установлено, что истец, осуществивший самовольную реконструкцию жилого помещения, предпринимал надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд полагает обоснованным предъявление данного иска, в связи с невозможностью в ином порядке регистрации права собственности на реконструированный жилой объект.
Судом установлено, что единственными признаками самовольной реконструкции являются отсутствие разрешения на строительство ( реконструкцию ) и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых истец предпринимал меры.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан может находиться любое имущество.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с техническим заключением ООО" Архитектурное бюро Форма", обследуемая комната <адрес> расположена на № этаже многоквартирного №ти этажного жилого дома. Время строительства основного здания ДД.ММ.ГГГГ., реконструкция заключается в присоединении места общего пользования, с выполнением кирпичной перегородки на цементно-песчаном растворе и установлением деревянного входного блока. Анализ состояния основных строительных конструкций реконструированной квартиры выполнялся в соответствии с СП 13-102-2003 "Правила обследования строительных конструкций зданий и сооружений". В соответствии с принятой терминологией категория технического состояния конструкций оценивается как работоспособное, не создающее угрозы жизни и здоровью граждан. После реконструкции комната № <адрес> общежития по <адрес>, кор. 1 может использоваться по своему назначению.
Наниматели коммунальной квартиры жилого дома представили суду заявления об отсутствии возражений по иску о признании права собственности за истцом на реконструированное жилое помещение.
В соответствии с действующими в настоящее время Правилами пользования жилыми помещениями, переустройство и перепланировка жилого помещения могут производиться только в целях улучшения жилищных условий.
В соответствии со ст. 1 ч.14 Градостроительного кодекса РФ, под реконструкцией подразумевается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219, в случае изменения объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией, а также изменения назначения объекта, соответствующие сведения должны быть внесены в лист записи об изменениях по объекту.
Истец произвел реконструкцию, в целях улучшения жилищно-бытовых условий.
Учитывая отсутствие сведений о существенных нарушениях градостроительных и строительных норм и правил, а также нарушениях прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровья граждан, иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со ст.ст.131 ГК РФ, право собственности на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Воробьевой Натальей Ивановной право собственности на реконструированную комнату № <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, <адрес>, <адрес>, в порядке приватизации жилья.
Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
Мотивированный текст решения составлен 26 апреля 2011г.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
На момент опубликования не вступило в законную силу.
Согласовано.
Федеральный судья Алямшина Н.К.