о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 мая 2011 года г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Кривошеевой О.В.,

при секретаре Харченко Г.Ф.,

с участием ст.помощника прокурора Трусовского района г. Астрахани Базаралиевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трусовского района г.Астрахани в интересах Сарбалина С.М. к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Управлению Министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани, Правительству Астраханской области, администрации г.Астрахани о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

прокурор Трусовского района г.Астрахани обратился в суд с иском в интересах Сарбалина С.М. к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Управлению Министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани, Правительству Астраханской области, администрации г.Астрахани о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав, что Сарбалин С.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. постановлением мэра г.Астрахани от 22.01.2003 года №146 включен в список очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилой площади, установлен номер очередности №.

Поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, прокурор просит обязать ответчиков предоставить Сарбалин С.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение, указав, что администрацией города Астрахани Сарбалин С.М. по договору социального найма предоставлена комната в коммунальной квартире, площадью 10,8 кв.м, что не может свидетельствовать об обеспечении его жилым помещением в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку предоставленное ему и членам его семьи жилое помещение не является благоустроенным и общая площадь данной комнаты составляет менее установленной нормы, предусмотренной ст. 1 Закона АО «О предоставлении жилых помещений» от 10.10.2006 года.

До настоящего времени благоустроенное жилое помещение Сарбалин С.М. не предоставлено, жилым помещением он не обеспечен.

Просил обязать ответчиков предоставить Сарбалин С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма в границах г. Астрахани благоустроенное жилое помещение согласно установленным социальным нормам общей площадью не ниже 33 кв. метров и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании участвующий в деле ст. помощник прокурора Трусовского района г.Астрахани Базаралиева А.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Сарбалин С.М. иск поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области, и Правительства Астраханской области Бузина Е.Ю. в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель администрации г.Астрахани Шабанова А.В. в части возложения обязанности по предоставлению жилья на администрацию горда Астрахани возражала, в остальной части против иска не возражала.

Представитель Управления Министерства социального развития и труда Трусовского района г.Астрахани просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Сарбалин С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением мэра г. Астрахани от 22.01.2003 № 146-м включен в список очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади, установлен номер очередности 322.

Из актовой записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что мать Сарбалина С.М. - ФИО 5 отказалась от ребенка (отказная от ДД.ММ.ГГГГ), сведения об отце отсутствуют.

Впоследствии несовершеннолетний определен в детский дом № и переведен на полное государственное обеспечение. Жилое помещение за Сарбалин С.М. закреплено не было. Далее в период с 1990 г. по 1991 г. Сарбалин С.М. воспитывался в дошкольном детском доме №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ОГОУ «<данные изъяты>

<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ПУ №, где проживал в общежитии данного учреждения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОГОУ <данные изъяты>, где проживал в общежитии данного учреждения.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными справками дошкольных и образовательных учреждений, из которых следует, что в период с 1986 года по 2003 год Сарбалин С.М. находился на полном государственном обеспечении и пользовался льготами, установленным детям, оставшимся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Сарбалин С.М. администрацией г.Астрахани на основании договора социального найма предоставлено жилое помещение комната в коммунальной квартире, расположенной по <адрес>. В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к членам семьи нанимателя отнесены жена ФИО12., дети: ФИО8, 2008 года рождения, и ФИО9, 2010 года рождения.

По данному адресу Сарбалин С.М. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и продолжает проживать со своей семьей до настоящего времени.

Сарбалин С.М. с 2003 года состоит в общегородском списке граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление ему жилой площади, на данный момент за №, что подтверждается письмом ГУ АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №

Основания для исключения Сарбалина С.М. из списка очередности граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади, не установлены.

Предоставление Сарбалин С.М. комнаты в коммунальной квартире не может свидетельствовать об обеспечении его жилым помещением в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку предоставленное ему и членам его семьи жилое помещение не является благоустроенным и общая площадь данной комнаты составляет менее установленной нормы, предусмотренной ст. 1 Закона АО «О предоставлении жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Сарбалин С.М. жилым помещением не обеспечен.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72. пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения указанного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности по предоставлению жилья Сарбалин С.М. на Правительство Астраханской области, в остальной части иск подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск прокурора Трусовского района г.Астрахани в интересах Сарбалина С.М. к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Управлению Министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани, Правительству Астраханской области, администрации г.Астрахани о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Правительство Астраханской области предоставить Сарбалин С.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в границах г.Астрахани, согласно установленным социальным нормам, общей площадью не ниже 33 кв.м. и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В иске к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Управлению Министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани, администрации г.Астрахани отказать.

Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена на компьютере в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Трусовский районный суд г. Астрахани.

Мотивированное решение изготовлено 6 мая 2011 года.

Судья Трусовского районного суда г.Астрахани Кривошеева О.В.

На момент опубликования решение в законную силу не вступило