РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Стёпина А.Б.
при секретаре Редькиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбатова Аркадия Александровича к Управлению земельными ресурсами администрации г. Астрахани, Жилищному управлению администрации г. Астрахани, Управлению муниципальным имуществом администрации г. Астрахани о признании членом семьи собственника жилого помещения, признании права пользования жилым помещением,
установил:
Курбатов Аркадий Александрович обратился в суд с иском о признании членом семьи собственника жилого помещения, признании права пользования жилым помещением, указав, что в 2004 году он был вселен в <адрес> с согласия собственника ФИО2 в качестве члена его семьи. В связи с отсутствием у ФИО2 родственников они стали проживать совместно, вели общее хозяйство. Когда ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, он организовал его похороны. После смерти собственника он продолжает проживать в квартире, оплачивает коммунальные платежи, производит ремонт. После смерти ФИО2 никто из его родственников не приходил, и в наследство не вступал.
Просил признать его членом семьи собственника жилого помещения ФИО2. Признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В суде истец Курбатов А.А. свои требования поддержал.
Представитель ответчика Жилищного управления администрации г. Астрахани – Альжанова С.А. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, представитель третьего лица Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области в Трусовском районе г. Астрахани в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани, третье лицо Букаев А.Г. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени слушания дела, об уважительности причин не явки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288, пунктом 1 статьи 292 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 127 Жилищного кодекса РСФСР, пункту 1, 2 и 7 статьи 31 ЖК РФ граждане, имеющие в личной собственности квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Как видно из материалов дела и это в суде оспорено не было, что собственником <адрес>, являлся ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти, кроме прежнего собственника Букаева А.Г. иных лиц зарегистрированных в жилом помещении не имеется.
В суде истец пояснил, что проживал с ФИО2 с июля 2004 года и по день его смерти, являлся членом его семьи, вел с ним общее хозяйство, они вместе питались, оплачивали коммунальные платежи. После смерти ФИО2 он организовывал его похороны.
В обоснование исковых требований суду были предоставлены квитанции по оплате за коммунальные платежи за 2010 и 2011 годы; справки: <данные изъяты>, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», ООО «ЕИРЦ», ЗАО «Астрахань ЭкоСервис», ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» об отсутствии задолженности по коммунальным платежам; договор на изготовление и установку надгробного памятника от ДД.ММ.ГГГГ, а также квитанции за ритуальные услуги.
Вместе с тем из содержания данных документов следует, что расходы по погребению были осуществлены другим лицом ФИО7, а сведения по оплате за коммунальные услуги предоставлены за период после смерти собственника.
Из представленной истцом характеристики старшего участкового уполномоченного милиции ОМ № УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что истец и собственник ФИО2 проживали вместе в одной квартире.
Из пояснений свидетелей: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, следует, что истец являлся членом семьи ФИО2, они вместе жили, питались, помогали друг другу, вели общее хозяйство.
Вместе с тем, из пояснений свидетелей следует, что они бывали в квартире один два раз в месяц, в связи, с чем их показания не могут являться бесспорными доказательствами, свидетельствующими о наличии семейных отношений.
Исходя из содержания пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», установление факта вселения и совместного проживания является достаточным для признания членами семьи собственника только в отношении его супруга, детей и родителей, а также других родственников независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособных иждивенцев как самого собственника, так и членов его семьи.
Признание членом семьи собственника иного лица является исключительным случаем при условии, если оно вселено собственником жилого помещения в качестве члена своей семьи.
В соответствии с данным пунктом постановления, а также в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 № 2 «О практике применения судами Жилищного законодательства», семейные отношения характеризуются ведением общего хозяйства (общих расходов) и оказанием взаимной помощи, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом.
Как видно из домовой книги, при жизни собственника, истец в квартире зарегистрирован не был, доказательств, свидетельствующих о намерении ФИО2 зарегистрировать истца по месту своего жительства, суду также не предоставлено.
В суде истец пояснил, что с ФИО2 у него были товарищеские отношения, стал проживать в его квартире с июля 2004 года, по причине семейной ссоры с гражданской женой, а также в связи с соседним расположением домов.
Из адресной справки УФМС России по Астраханской области, следует, что истец значился зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, убыл ДД.ММ.ГГГГ к месту жительства по <адрес>.
Иных доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии исключительного случая, при котором истец может быть признан членом семьи собственника в соответствии с положениями части 1 статьи 127 Жилищного кодекса РСФСР и пункта 1 статьи 31 ЖК РФ, в судебном заседании установлено не было. Причиной вселения истца в жилое помещение явилось не наличие родственных или семейных отношений, а в связи со сложившимися дружескими отношениями с собственником ФИО2 При этом, доказательств о наличии соглашений между ними о порядке пользования жилым помещением, суду предоставлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При установлении юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. 67, п. 1 ст. 57 ГПК РФ, судом разъяснено сторонам их право предоставления дополнительных доказательств, однако ходатайств заявлено не было.
При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку суду не предоставлено доказательств о том, что истец был вселен собственником в жилое помещение в качестве члена своей семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Курбатова Аркадия Александровича о признании членом семьи собственника жилого помещения, признании права пользования жилым помещением – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Трусовский районный суд г. Астрахани.
В окончательной форме решение суда вынесено 27 мая 2011 года.
Судья Стёпин А.Б.
На 02.06.2011 г. решение не вступило в законную силу.