Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2011 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани Астраханской области в составе:
Федерального судьи Алямшиной Н.К.,
при секретаре Чорной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Рахманова Евгения Александровича к администрации <адрес>, администрации <адрес> района <адрес>, Правительству <адрес> области, Министерству социального развития и труда <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
В присутствии и участии
Представителя истца Базаралиевой Анны Викторовны– старшего помощника прокуратуры <адрес>
Рахманова Евгения Александровича
Представителя Правительства <адрес> <адрес> и Министерства социального развития и труда <адрес>- Бузиной Екатерины Юрьевны, действующей по доверенности
Представителя администрации <адрес> –Воробьева Сергея Викторовича, действующего по доверенности
Представителя администрации <адрес> Тырновой Натальи Александровны, действующей по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура <адрес> района г.<адрес> обратилась в суд, в интересах Рахманова Е.А., к администрации <адрес>, администрации <адрес> о понуждении предоставления Рахманову Е.А. жилого помещения по договору социального найма вне очереди в границах населенного пункта <адрес>, общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения <данные изъяты> кв.м.
В дальнейшем, в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокуратура дополнила исковое заявление требованием понуждения Министерства социального развития и труда <адрес> области, Правительства <адрес> области, администрации <адрес>, администрации <адрес> предоставить Рахманову Е.А. во внеочередном порядке по договору социального найма в границах <адрес> благоустроенное жилое помещение, согласно установленным социальным нормам, общей площадью не ниже <данные изъяты>.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Истец просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Прокуратура ссылается на то, что Рахманов Е.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, другого жилого помещения на законном основании ( в собственности, пользовании) не имеет. Рахманов Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в общегородском списке граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилой площади. Законодательство <адрес> области полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагает на Правительство <адрес> области, как источника финансирования.
В судебном заседании представитель истца Базаралиева А.В. поддержала иск по обстоятельствам, указанным в иске, в связи с неисполнением законодательства о предоставлении Рахманову Е.А. во внеочередном порядке жилого помещения.
Представитель администрации города Тырнова Н.А. иск не признала и пояснила, что по действующему законодательству обязанность по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты РФ, в данном случае, Правительство <адрес> области.
Представитель администрации <адрес> Воробьев С.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что по распоряжению мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р-м «О перераспределении полномочий в области жилищной политики», с ДД.ММ.ГГГГ функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению жилых помещений переданы в Управление по жилищной политике администрации <адрес> не уполномочена на ведение учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на предоставление указанным лицам жилых помещений.
Представитель Правительства <адрес> области и Министерства социального развития и труда <адрес> Бузина Е.Ю. признала требования истца в части предоставления Правительством <адрес> области Рахманову Е.А. благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования в части взыскания судебных расходов не признает, в соответствии со ст.333.36 НК РФ Правительство <адрес> области освобождено от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции.
Заявление о признании иска оформлено в письменном виде, приобщено к материалам дела, в порядке ст. 173 ГПК РФ.
Третьи лица Управление Министерства социального развития и труда по <адрес>, Управление по жилищной политике администрации <адрес>, Рахманова О.И. в судебном заседании не участвовали, возражения не представлены.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ.
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.( ст. 10, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" )
Решением Трусовского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Рахманова Е.А. лишена родительских прав в отношении дочери Оксаны, ДД.ММ.ГГГГ рождения и сына Евгения, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, дети переданы в орган опеки и попечительства для определения в госучреждение.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние дети определены в госучреждения, за ними сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 распорядилась жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, договора прошли государственную регистрацию.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. Рахманов Е.А. воспитывался и обучался в школе-интернате, затем, с ДД.ММ.ГГГГ.г. обучался в профессиональном училище № <адрес>. находился на полном государственном обеспечении.
Рахманов Е.А. по приговору <адрес> районного суда <адрес> осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По распоряжению Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр защиты прав детей» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена невозможность возвращения Рахманова Е.А. в закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, Рахманов Е.А. включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с момента принятия настоящего распоряжения.
Согласно ст.155.3 п.1 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ, порядок предоставления жилых помещений устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч., в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 2 ч.1 п. 1 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в <адрес>" (принят Государственной Думой <адрес> области ДД.ММ.ГГГГ)) жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес> предоставляются следующим категориям граждан, признанным по установленным федеральным и областным законодательством основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 п.1 п.п "в" указанного Закона, нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда <адрес> устанавливаются: 1) для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере в) на одиноко проживающих граждан - <данные изъяты> кв. метра общей площади.
В соответствии со ст. ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 10.1 Закона <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ N № "О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>" (принят Государственной <адрес> ДД.ММ.ГГГГ)), предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью в порядке и на условиях, установленных Законом <адрес> области.
В силу п. "Ж" части 1 ст.72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из требований ст.26.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",1999г., полномочия, осуществляемее органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Прокурором не представлены доказательства наделения органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению указанной выше категории граждан жилыми помещениями.
Таким образом, судом установлено, что полномочиями, в данном случае, по предоставлению жилого помещения наделено Правительство <адрес> области.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Суд полагает принять признание иска представителем Правительства <адрес> области.
В соответствии со ст. 333.36 п.1 пп 19 НК РФ, Правительство <адрес> области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать <адрес>, во внеочередном порядке, предоставить Рахманову Евгению Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору социального найма в границах территории <адрес> благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по установленным социальным нормам предоставления площади жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В остальной части иска прокуратуры <адрес>- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной уд.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
Мотивированный текст решения составлен 20 мая 2011г.
Федеральный судья Алямшина Н.К.
На момент опубликования не вступило в законную силу.
Согласовано.
Федеральный судья Алямшина Н.К.