решение приватизация



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

Федерального судьи Алямшиной Н.К.,

при секретаре Чорной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чачанидзе Геннадия Юрьевича к Управлению по жилищной политике администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации жилья

В присутствии и участии представителя истца Зайцевой Анны Вениаминовны,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации <адрес> о признании права собственности на комнату №, <адрес>, ссылаясь на то, что проживает в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Оформление приватизации жилья в административном порядке не представилось возможным, в связи с отсутствием документа, подтверждающего вселение в жилое помещение, рекомендовано обратиться в суд.

Истец Чачанидзе Г.Ю. в судебное заседание не явился, поддержал требования, просил рассмотреть дело без его участия, доверил представлять интересы своему представителю Зайцевой А.В.

Представитель истца Зайцева А.В. поддержала требования и пояснила, что истец постоянно с ДД.ММ.ГГГГ. проживает в спорной комнате, другие лица, имеющие право участия в приватизации жилья, отсутствуют. В досудебном порядке истец обращался в Управление по жилищной политике администрации <адрес> по поводу приватизации жилья, однако, в удовлетворении заявления отказано, рекомендовано обратиться в суд, из-за отсутствия ордера. Истец поддерживает состояние жилого помещения, оплачиваются коммунальные платежи, отсутствие ордера не является основанием для ущемления прав истца.

Представители Управления по жилищной политике администрации <адрес> в судебное заседание не явились, возражения не представлены, просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Истец обоснованно обратилась с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной регистрационной службы АО, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект не зарегистрированы.

В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд…

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В соответствии со ст. 7 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от ДД.ММ.ГГГГ N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль над исполнением жилищного законодательства.

В соответствии с распоряжением Мэра <адрес> "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от ДД.ММ.ГГГГ №-р-м с ДД.ММ.ГГГГ функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации <адрес>.

Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении (обременений) на спорный объект отсутствуют.

Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца.

Письмом Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение.

Проживание и регистрация нанимателя подтверждается карточкой квартиросъемщика, карточкой регистрации, справкой Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, а также паспортными данными.

По данным <адрес> Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию последней технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ комната №, <адрес>, №, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения не выявлены. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья.

Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается соответствие условий проживания в жилом помещении требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 "Изменения и дополнения № к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )

В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц (ст. 2).

Таким образом, ответчиком нарушается право истца вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Представитель истца Зайцева А.В. отказалась от права требования возмещения судебных расходов, в связи с незначительностью, в связи с чем, вопрос распределения судебных расходов, в порядке ст. 98 ГПК РФ, судом не разрешался.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Чачанидзе Геннадием Юрьевичем,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на комнату №, <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, <адрес> Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

Мотивированный текст решения составлен 06 июня 2011года.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

На момент опубликования не вступило в законную силу.

Согласовано.

Федеральный судья Алямшина Н.К.