о признании отказа в назнаечнии досрочной трудовой пенсии незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.06.2011

г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Кривошеевой О.В.

при секретаре Чорной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисицкой М.Е. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении оспариваемого периода в специальный стаж работы, назначении досрочной трудовой пенсии

установил:

Лисицкая М.Е. обратилась в суд с иском о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении оспариваемых периодов в специальный стаж работы, указав, что обратилась к ответчику 06.12.2010 года за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Комиссией по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани 3 февраля 2011 года вынесено решение, которым исключены из подсчёта специального льготного стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что право на назначение пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ в 53 года по ст. 27 п.1 пп.2 абз. 2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Полагает действия пенсионного фонда незаконными, считает, что периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми подлежат включению в специальный стаж работы, поскольку она находилась в данных отпусках до вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

На основании изложенного, просила признать незаконным действия ГУ УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани по отказу включить в специальный стаж работы отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани включить данные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии и обязать УПФР назначить досрочную трудовую пенсию с 30.10.2011 года.

В судебном заседании истец Лисицкая М.Е. и ее представитель, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства истца Макаров И.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани Голинко Н.Н. заявленные требования не признала.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, отказного пенсионного дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

На основании статей 7 и 39 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются и устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

В соответствии с пунктом 3 статьи 4, пунктом 7 статьи 18 данного Закона, обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

В судебном заседании установлено, что Лисицкая М.Е. работала с 08.09.1981 по 31.12.1991 года в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, что подтверждается справками Приволжской <данные изъяты> от 06.12.2010 года, №118 от 11.04.11 года, №301 от 06.12.10 года, а также решением об отказе в назначении пенсии от 03.02.2011 года и материалами отказного пенсионного дела, трудовой книжкой истца. При подсчете стажа комиссия УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани установила, что с учетом включенных периодов работы льготный стаж истца составил 5 лет 7 месяцев 6 дней, страховой – 28 лет 8 месяцев 29 дней. При этом в специальный стаж работы включены периоды нахождения истца в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до 1 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до 1 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что решением УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани от 03.02.2011 года из подсчета специального стажа работы Лисицкой М.Е. исключены периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми до 1,5 лет, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с этим указано, что право на назначение льготной пенсии возникает с 30.10.2012 года в 53 года по ст. 27 п.1 пп.2 абз.2 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В обоснование данного решения ответчик указал, что в данные периоды времени истец находилась в неоплачиваемых отпусках по уходу за детьми.

Истец указал, что отпуск являлся неоплачиваемым, доказательств получения пособий по уходу за детьми представить не имеет возможности.

Суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика в части исключения из специального стажа истца периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения и удовлетворении иска о включении в специальный стаж истца данных периодов по следующим основаниям.

Как следует из представленных свидетельств о рождении, истец имеет двоих детей ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Факты нахождения истца в отпусках по уходу за детьми ответчиком не оспариваются.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1982 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9.12.1971), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за детьми, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.2005 N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения истца в отпуске по уходу за детьми подлежат включению в специальный стаж.

Вместе с тем в части признания права на досрочную пенсию и обязания ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 30.10.2011 исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В п. 3 ст. 4 указанного ФЗ установлено, что обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ст. 19 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Поскольку право истца на досрочную трудовую пенсию не возникло ни на момент обращения в пенсионный орган, ни на момент рассмотрения дела в суде даже с учетом включаемых в специальный стаж периодов, полагать действия ответчика незаконными в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и обязывать назначить пенсию на будущее время, у суда оснований не имеется, в связи с чем в удовлетворении части иска о признании незаконными действий ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 30.10.2011 года следует отказать.

На основании пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче искового заявления истцом была оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, с учетом частичного удовлетворения исковых требований суд приходит к выводу взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани в пользу истца, уплаченной государственной пошлины в размере 100 рублей, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лисицкой М.Е. к УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении оспариваемого периода в специальный стаж работы, назначении пенсии – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсий УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани № 85 от 03.02.2011 года в части исключения из подсчета специального стажа Лисицкой М.Е. периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани включить в подсчет специального стажа Лисицкой М.Е. периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани в пользу Лисицкой М.Е. уплаченную государственную пошлину 100 рублей.

Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена на компьютере в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Трусовский районный суд г. Астрахани.

В окончательной форме решение суда вынесено 16.06.2011.

Судья Трусовского районного суда г.Астрахани Кривошеева О.В.

На момент опубликования в законную силу не вступило