РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 июля 2011г. г. Астрахань Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Чернышевой Е.А., с участием старшего помощника прокурора Трусовского района г. Астрахани Дорофеевой Е.А., при секретаре Бабушкиной Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани к ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о признании действий неправомерными и возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», МУП г. Астрахани «Коммунэнерго». В обоснование требований указал, что в ходе проверки по факту непредставления услуг потребителям по горячему водоснабжению установлено, что для работы котельных Трусовского района г. Астрахани, находящихся в эксплуатации МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», предназначенной для горячего водоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы Трусовского района г. Астрахани МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» приобретают газ у ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», который является единственным поставщиком в регионе. Письмом от 16.06.2011 ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» уведомило МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о необходимости погасить образовавшуюся задолженность за потребленный газ в сумме 14021151,77 рублей. В случае неуплаты задолженности до 8-00 часов 23.06.2011 прекращает транспортировку газа МУП г.Астрахани «Коммунэнерго». ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» прекратил подачу газа на котельные Трусовского района г. Астрахани, в подтверждение чего был составлен акт. В результате прекращения подачи газа на котельные № 1-5, 8-11, 44 Трусовского района г. Астрахани жителям (частных и многоэтажных домов) имеющих горячее водоснабжение, а также в лечебные учреждения, образовательные учреждения, расположенные в Трусовском районе г. Астрахани была прекращена подача горячего водоснабжения. Отсутствие договорных отношений ЗАО «Газпром межрегиогаз Астрахань» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов последних. В соответствии с действующим законодательством гражданам- потребителям коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Просит признать незаконными действия ЗАО «Газпром межрегоингаз Астрахань» по прекращению подачи газа МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» и возложить на ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»» обязанность возобновить поставку газа на котельные МУП г. Астрахани «Коммунэнерго». А так же признать незаконными действия МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» по прекращению поставки услуги населению – горячего водоснабжения и обязать МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» возобновить подачу поставку горячего водоснабжения населению Трусовского района г. Астрахани. В судебном заседании старший помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани Дорофеева заявленные требования поддержала и просила признать незаконными действия ЗАО «Газпром межрегоингаз Астрахань» по прекращению подачи газа МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» и возложить на ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»» обязанность возобновить поставку газа на котельные МУП г. Астрахани «Коммунэнерго». А так же признать незаконными действия МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» по прекращению поставки услуги населению – горячего водоснабжения и обязать МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» возобновить подачу поставку горячего водоснабжения населению Трусовского района г. Астрахани. Представители ответчика ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», действующие в судебном заседании на основании доверенностей, возражали относительно заявленных требований прокурора в обоснование заявленных возражений указав, что между МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» заключен договор № от 23.12.2010, по условиям которого, «Поставщик» - «ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» обязуется поставлять с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ газ горючий природный, а «Покупатель» - МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» принимать газ и оплачивать «Поставщику» стоимость газа. Согласно п. 6.4 вышеуказанного договора, расчёт за фактически поставленный газ, «Покупатель» осуществляет не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В соответствии с п. 30 «Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее «Правила поставки газа»), утвержденных Постановлением от 05.02.1998 №162 Правительства РФ, поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Пунктом 34 «Правил поставки газа» предусмотрено, что «Поставщик» имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. По состоянию на 23.06.2011 задолженность - 9 009 151 руб. 77 коп. ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», руководствуясь нормативными актами, прекратило поставку газа с 23.06.2011 с соблюдением всех требований и норм действующего законодательства. МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» мер для погашения задолженности не принимает и на 28.06.2011 задолженность оставалась следующей: за апрель 2011 в сумме 6 612 999 руб. 84 коп., за май в сумме 2 396 151 руб. 93 коп. В настоящее время в Арбитражном суде Астраханской области рассматриваются исковые требования ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» о взыскании задолженности за поставленный в марте 2011 года (№) и апреле 2011 года (№) газ. Лицо, чье право нарушено, самостоятельно имеет право выбирать тот или иной способ защиты. При данных обстоятельствах, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» вынуждено было прибегнуть к прекращению поставки газа, поскольку такая мера направлена прежде всего для предотвращения роста задолженности «Покупателя» - МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», а также для стимулирования последнего к своевременному и полному исполнению обязательств по договору поставки газа. В свою очередь, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», не получая своевременно исполнение денежных обязательств от «Покупателей», соответственно, не имеет возможности своевременно исполнить свои договорные обязательства перед поставщиком - ООО «Газпром межрегионгаз». В разрешениях, выданных на котельные, эксплуатируемые МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» обязано иметь резервное топливное хозяйство и запас резервного топлива и использовать его для выработки тепловой энергии в виде горячей воды, в том числе при прекращении поставок газа на котельные. ЗАО «Газпром Представители ответчика МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», действующие по доверенности, исковые требования прокурора не признали и пояснили, что действительно МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» имеет задолженность перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» за потребленный ими газ, однако, МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» осуществляет платежи за газ по мере наличия у них денежных средств на оплату газа. Основная масса граждан - потребителей газа, являются добросовестными плательщиками за газ. Действия по прекращению подачи горячий воды населению напрямую связаны с поставкой газа, в связи с чем, МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не имеет возможности предоставлять услугу населению при отсутствии газа. Представитель третьего лица администрации МО город Астрахань в судебное заседании не явился, хотя о дне и времени рассмотрения данного иска был извещен надлежа9щим образом, причина неявки суду не известна. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 10 ГК устанавливает границы (пределы) осуществления гражданских прав, запрещая определенное поведение. Она предусматривает недопустимость злоупотребления своими правами, если это ведет к нарушению прав и интересов других лиц. Между ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», основной целью деятельности, которого является оказание коммунальной услуги – горячего водоснабжения предприятиям, организациям, учреждениям муниципального образования г.Астрахани и населению, заключён договор поставки газа № от 23.12.2010. Письмом № от 15.06.2011 ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» предупредило МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о намеченном ограничении поставки газа, в связи с имеющейся задолженностью по оплате газоснабжения за предыдущие периоды, и уведомило о принудительном прекращении подачи газа 23.06.2011 с 8-00 часов, в случае не уплаты задолженности за потребленный газ до 16.06.2011. Фактически подача газа на котельные № 1-5,8-11,44 Трусовского района г. Астрахани была прекращена 23.06.2011, что подтверждается актом от 23.06.11 о прекращении подачи газа путем установки опломбировки на входные задвижки. Согласно акту от 23.06.2011 комиссией в составе представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», представителя МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», представителя ОАО «Астраханьгазсервис» произведено прекращение подачи газа на котельные Трусовского района г. Астрахани. Суд полагает, что указанные действия ответчика повлекли за собой невозможность работы котельных на природном газе. Действия ответчика по отключению подачи газа были выполнены в нарушение требований ст. 10 ГК РФ, поскольку ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» имело возможность осуществлять защиту своих нарушенных прав иными способами, не влекущими нарушение прав граждан, не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг перед МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», в частности требовать взыскания денежных средств с должника в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом, следует отметить, что ответчик ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» воспользовался данным правом, предъявив в Арбитражный суд г. Астрахани исковые заявление, о взыскании с МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» задолженности за потребленный газ. В связи с этим и учетом отсутствия на территории Астраханской области других организаций-поставщиков газа, действия ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» по прекращению поставки газа расценивает как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом. Из пункта 3.3 вышеуказанного договора поставки газа № от 23.12.2010, заключенного между ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», следует, что неоднократного ( два и более периода) нарушение срока оплаты Покупателем стоимости газа в сроки, оговоренные договором, является основанием для сокращения поставки газа вплоть до полного прекращения. Однако на момент отключения задолженность составляла 9000000 рублей, большая часть долга была погашены. Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ. Из ст. 540 ГК РФ следует, что гражданин, проживающий в жилом помещении на законных основаниях, использующий энергию для бытовых нужд, становится абонентом энергоснабжающей организации вне зависимости от наличия письменного договора. По правилам ч. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков оплаты. Следовательно, нормы гражданского законодательства не предусматривают возможности одностороннего отказа энергоснабжающей организации от договора поставки энергии в отношении граждан-потребителей, использующих энергию в личных бытовых целях. Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом. Как было установлено, основная часть потребителей горячего водоснабжения, которые осуществляется посредством котельных №, 8-11,44 <адрес>, является добросовестными плательщиками, своевременно и в полном объеме оплачивают услуги по водоснабжению. Муниципальное учреждение здравоохранения городская клиническая больница «им. С.М. Кирова», детские образовательные учреждения являются бюджетными организациями. Вследствие прекращения подачи газа добросовестные плательщики лишены возможности получать услуги по пользованию горячим водоснабжением, поскольку отсутствие газоснабжения котельных и, как следствие, отсутствия горячего водоснабжения в условиях особенностей географического положения г. Астрахани и связанных с этим высоких температур в летний период угрожает возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 года № 1. Порядок является льготным и распространяется на организации потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а так же на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, и т.п. Порядок направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей), обеспечение им права на получение топливно-энергетических ресурсов. Порядком установлена последовательность действий энергоснабжающей (газоснабжающей) организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организации - потребителем сроков оплаты поданных ей топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Прекращение подачи газа ЗАО «Газпром межрегион газ» привело к прекращению подачи горячего водоснабжения добросовестным гражданам-потребителям, которые оплачивают за данную услугу МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», что было подтверждено в судебном заседании. В соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307( в ред от 6.05.2011), при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. В соответствии с п.п. «б» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять услуги установленного качества (потребительских свойств и режима потребления). В соответствии с пунктами 85, 86 Правил предоставления коммунальных услуг, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» занимают доминирующее положение на рынке поставки газа, что подтверждено сведениями представленными в судебное заседание ФАС по Астраханской области, вследствие чего МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не имеет технической возможности пользовать другие топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд жителей Трусовского района г. Астрахани. Действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» суд в данном случае расценивает как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 I -35-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Доводы представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» о том, что необходимо приметь требования п.п. 4 ст. 10 указанного закона несостоятельны, поскольку в судебном заседании было установлено, что газ является незаменимым, необходимым элементом в техногологичском процессе производства горячей воды, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является единственным субъектом, поставляющим ресурс на рынок Астраханской области при этом ответчиком не были соблюдены требования п. 6 Постановления Правительства РФ № 1 от 1998 в части обеспечения конечным продуктом, т.е. горячей воды, добросовестных плательщиков. Кроме того представитель МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» ссылался на невозможность работы котельной с использованием иных видов топлива. В сложившейся ситуации МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не может исполнить свои обязанности по поставке горячего водоснабжения населению и другим, социально значимым объектам, в связи с прекращением подачи газа, в результате чего в жилых домах, детском саду, других организациях были нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду. Из смысла приведенных норм законодательства следует, что ограничение подачи горячего водоснабжения населению не допускается в случае задолженности энергоснабжающей организации перед кем-либо. Поскольку такое ограничение объективно было вызвано действиями по прекращению подачи природного газа со стороны ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», данные действия надлежит признать незаконными. Суд считает необоснованным утверждение ответчика о том, что они не злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке реализации природного газа, поскольку в силу ч. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так же злоупотребление доминирующим положением на рынке. Таким образом, данная норма закона устанавливает общие пределы свободы усмотрения участников гражданских правоотношений при осуществлении ими своих прав. Превышение указанных пределов квалифицируется как злоупотребление правом и представляет собой неправомерное действие. При этом, следует отметить, что ответчик разрешает вопрос о взыскании задолженности с МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» в судебном порядке, а так же то, что прекращение подачи газа привело к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. В связи с чем, действия ответчика ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» суд расценивает как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом. Доводы представителя ответчика ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» о том, что МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» должно иметь резервное топливо являются необоснованными, поскольку данные котельные Трусовского района не имеют возможности работать с использованием иных видов топлива. Утверждение представителя ответчика о том, что поводом к прекращению подачи газа явилась задолженность ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», суд не может принять во внимание, поскольку ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» имеет иную возможность, без ущемления прав и законных интересов третьих лиц, решать вопрос о восстановлении своего права, а МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» является посредником между поставщиком газа и потребителями. Иные доводы, изложенные в возражениях, суд считает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права, которые не опровергают правильности выводов суда. При таких обстоятельствах, исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Как следует из нормы ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, так в подтверждение возражений. В нарушение указанных норм законодательства в судебном заседании представителями ответчиков не представлено существенных обстоятельств, доказывающих, что их действиями не были нарушены права и законные интересы граждан, проживающих в Трусовском районе г. Астрахани. Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», МУП г. Астрахань «Коммунэнерго» в доход государства, государственной пошлины в размере по 2000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Трусовского района г. Астрахани к ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» о признании действий неправомерными и возложении обязанности, удовлетворить. Признать незаконными действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» по прекращению поставки газа МУП г. Астрахань «Коммунэнерго». Признать незаконными действия МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» по прекращению поставки населению коммунальной услуги- горячего водоснабжения. Обязать ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» возобновить поставку газа МУП г. Астрахани «Коммунэнерго». Обязать МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» возобновить поставку населению коммунальной услуги – горячего водоснабжения. Взыскать с ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» в доход государства государственную пошлину в размере 2000 (двух тысяч) рублей. Взыскать с МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» в доход государства государственную пошлину в размере 2000 (двух тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течении десяти дней. Судья: Е.А.Чернышева Решение на момент опубликования не вступило в законную силу.
МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», имеется указания на то, что при работе
данных котельных необходимо сохранять топочный мазут в качестве резервного
топлива с возможностью длительной работы котельных на этом виде топлива.
межрегионгаз Астрахань» и МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» состоят в
договорных отношениях исключительно касающихся поставки и потребления
газа. ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» не имеет никаких
договорных отношений и, соответственно, не связано никакими
обязательствами по отношению к гражданам касательно поставок тепловой
энергии в виде горячей воды. Истцом не представлено никаких
доказательств о том, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» незаконно
ущемляет права граждан в части получения (поставок) газа. Общество добросовестно исполняет свои обязанности по поставке газа
населению. Истцом заявлены требования в защиту прав неопределенного круга лиц, в
порядке ст. 45 ГПК РФ. Обращаясь с такими требованиями в суд, Прокурор
указал, что Ответчиками нарушено законодательство, регламентирующее
порядок предоставления коммунальных услуг. Однако в исковом
заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно
заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться
ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие
способы защиты этих интересов.