Решение о возложении обязанности по заключению договора социального найма.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышевой Е.А., при секретаре Бабушкиной Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лымарь Сергея Петровича к Пограничному управлению ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области о возложении обязанности по заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лымарь С.П. обратился в Трусовский районный суд с иском к Пограничному управлению ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области о понуждению к заключению договора социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование поданного иска Лымарь С.П. указал, что данная квартира ему была предоставлена для проживания по месту прохождения службы. Между Лымарь С.П. и Пограничным управлением ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области 1.03.2008 был заключен договор № найма служебного жилого помещения. Лымарь С.П. является нанимателем указанной квартиры, где он состоит на регистрационном учете, а так же сын ФИО2.

Приказом от 29 декабря 2009 г. Федеральной Службой Безопасности России <адрес> по адресу: <адрес> была выведена из служебных жилых помещений и исключена из специализированного жилищного фонда. Договор найма служебного жилого помещения <адрес> заключенный с истцом утратил свое правовое значение и он был вынужден на основании ст.15 п.2.1 Закона РФ «О статусе военнослужащего» в котором говорится, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, обратится с заявлением в Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области о заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу <адрес>.

Однако, Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области в своем письме от 29.04.2011г. отказало истцу в заключении договора социального найма на жилое помещение выделенное Лымарь С.П. при увольнении,. В связи с чем Лымарь С.П. вынужден был обратиться в суд и просить суд обязать ответчика заключить договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, включив в п.4 указанного договора члена моей семьи- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на регистрационном учете в данном жилом помещении.

Истец Лымарь С.П. в судебное заседание не явился, представив заявление в котором просил удовлетворить заявленные им исковые требования.

Представитель истца Кузнецова О.П. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просила суд, удовлетворить их.

Представители ответчика Пограничного управления ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области в судебном заседании действующие на основании доверенностей, возражали относительно заявленных исковых требований, просили в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

Как установлено в судебном заседании в период с мая ДД.ММ.ГГГГ по июнь ДД.ММ.ГГГГ истец Лымарь С.П. проходил военную службу в Пограничном управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области. В июне ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы приказом ФСБ России от 12 апреля 2008 г. по состоянию здоровья, в звании полковника, общая продолжительность военной службы на момент увольнения составляет 33 года.

Перед увольнением с военной службы, будучи необеспеченным жилым помещением, на основании п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Лымарь С.П. 05.07.2007 обратился с рапортом на имя начальника Пограничном управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, в котором просил обеспечить жильем по последнему перед увольнением месту военной службы его и совместно проживающих с ним членов его семьи в <адрес>, после чего представить к увольнению с военной службы. На момент подачи рапорта Лымарь С.,П. принадлежала на праве собственности на семью в составе из 5 человек, 3-х комнатная квартира в <адрес> общей площадью 73.8 кв.м., размер которой был менее установленной нормы общей жилой площади на одного человека. В своем рапорте от 05.07.2007 Лымарь С.П. указывал, что обязуется сдать 3-х комнатную квартиру в <адрес>.

Однако, при рассмотрении рапорта Лымарь С.П., жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, учитывая, что ему и членам его семьи принадлежит на праве собственности 3-х комнатная квартира общей площадью 73.8 кв.м. в <адрес>, вынесла 10.10.2007 решение о предоставлении Лымарь С.П. и членам его семьи, как необеспеченному жилой площадью по соответствующим нормам, дополнительно однокомнатную служебную квартиру общей площадью 43.9 кв.м. по адресу <адрес>., так как согласно ст.15.1 Закона РФ «О статусе военнослужащего» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, а также в соответствии с пунктом 8 статьи 15 настоящего Федерального закона, офицеры в воинских званиях полковник имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв.м. и не более 25 кв. м.

На основании вышеуказанного решения жилищной комиссии, начальником Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области был заключен с Лымарь С.П. договор найма служебного жилого помещения за № от 01 марта 2008 г. о предоставлении истцу и членам его семьи в пользование жилое помещение, однокомнатная квартира по адресу <адрес>.

Как обеспеченный жильем Лымарь С.П. был уволен с воинской службы и исключен из списков личного состава части, так как согласно п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащего», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Приказом от 29 декабря 2009 г. Федеральной Службой Безопасности России <адрес> по адресу: <адрес> была выведена из служебных жилых помещений и исключена из специализированного жилищного фонда. Договор найма служебного жилого помещения <адрес> заключенный с Лымарь С.П. утратил свое правовое значение и истец был вынужден на основании ст.15 п.2.1 Закона РФ «О статусе военнослужащего» в котором говорится, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, обратится с заявлением в Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области о заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу <адрес>.

Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области в своем письме от 29.04.2011 отказало истцу в заключении договора социального найма на жилое помещение выделенное мне при увольнении, указав в своем письме следующее: «обеспечение жилым помещением военнослужащих предоставляется только один раз за все время службы, что в свою очередь предполагает обязанность сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение, Вы добровольно распорядились ранее предоставленной жилой площадью в <адрес>, не приняли должных мер по его сдаче, в связи с чем, не имеете право на повторное обеспечение на безвозмездной основе жильем от ФСБ России».

На момент получения жилой площади в <адрес>, яистец не был обеспечен жилым помещением согласно нормам предоставления площади жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается решением жилищной комиссии от 10.10.2007.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при обеспечении жилым помещением распространяется на военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства.

Как следует из определения Верховного Суда РФ от 24 июня 2010г. № 205-В10-17 «из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Доводы Пограничного управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области о том, что истец добровольно распорядился ранее предоставленной жилой площадью в <адрес> и не принял должных мер по сдаче жилья, являются не состоятельными, так как не соответствуют фактическим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечении сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Из содержания ч. 1 ст. 60 ЖК РФ следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В судебном заседании установлено, что <адрес> находится в федеральной собственности с реестровым номером № не является служебной, Истец вселился в спорную квартиру не самоуправно, до настоящего момента добросовестно и открыто пользуется квартирой, несет бремя ее содержания, оплачивает коммунальные услуги, несет обязательства нанимателя жилого помещения, следовательно суд приходит к выводу о возможности заключения на данную квартиру с Лымарь С.П. договора социального найма жилого помещения.

В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Учитывая, что в данном жилом помещении на регистрационном учете состоит сын истца ФИО2, суд приходит к выводу о возможности включения его в договор найма, как члена семьи нанимателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Как следует из нормы ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, так в подтверждение возражений.

Согласно указанных норм законодательства, в судебное заседание представителями ответчика не представлено существенных обстоятельств, доказывающих невозможность удовлетворений требований истца, а так же невозможности заключения договора социального найма жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лымарь Сергея Петровича к Пограничному управлению ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области о возложении обязанности заключения договора социального найма жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Пограничное управление ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области заключить с Лымарь Сергеем Петровичем договор социального найма жилого помещения на <адрес>, указав членом семьи нанимателя состоящего на регистрационном учете ФИО2

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение десяти дней.

Судья: Е.А.Чернышева

Решение вступило в законную силу 12.07.2011.