Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2011г. г. Астрахань Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: Федерального судьи Алямшиной Н.К., при секретаре Кожановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилько Евгения Владимировича к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани, Управлению по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани о признании права собственности на перепланированное жилое помещение, В присутствии и участии представителя истца Гавриловой Ирины Ивановны, действующей по доверенности У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчикам Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани, Управлению по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани о сохранении квартиры в перепланированном виде и права собственности на <адрес>\\18, <адрес>, в порядке приватизации жилья, ссылаясь на то, что проживает в квартире с 2004 года, состоит на регистрационном учете. В квартире, в целях улучшения жилищно-бытовых условий, произведена перепланировка, отсутствие акта приемочной комиссии препятствует приватизации жилья в административном порядке. В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без его участия, доверил представлять интересы представителю. В судебном заседании представитель истца Гаврилова И.И. поддержала иск, по основаниям изложенным в нем, дополнительно пояснила, что перепланировка осуществлена при переводе системы отопления с печной на АОГВ, демонтаже конструкций печи и встроенного шкафа, в соответствии со строительными нормами и правилами, имеется техническое заключение и заключение санитарно-эпидемиологической службы, ограничения для приватизации жилья отсутствуют. Отсутствуют лица, не зарегистрированные, но проживающие к квартире и имеющие право приватизации жилья. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья. Представитель Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, не возражал против удовлетворения иска. Представители Управления по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, возражения не представлены. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Истец обоснованно обратился с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект отсутствует. В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений( в т.ч. забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд( жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений). Проживание и регистрация нанимателя подтверждается справкой Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани участка № 1 Трусовского района, поквартирной карточкой и паспортом. Истец проживает в квартире один, другие лица, имеющие право участия в приватизации указанного жилого помещения, проживавшие и\или проживающие в настоящее время, но не зарегистрированные по нему, судом не установлены. В соответствии со ст. 7 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. 2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона ) В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений. В соответствии с распоряжением Мэра г.Астрахани "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от 27.08.2007г. № 820-р-м с 01.01.2008г. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани. Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют. Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца. Письмом Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани от 30.06.2011г. № 05-04-03-2442 сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение, а также перепланировкой помещения. В досудебном порядке истец обращался в Управление по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани по поводу ввода в эксплуатацию перепланированного жилого помещения, однако, письмом указанного Управления от 27.06.2011г. № 07-03-04-816 отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения, в связи с перепланировкой, произведенной без полученного в установленном порядке разрешения, рекомендовано обратиться в суд с соответствующим иском. Суд полагает, что, в данном случае, следует руководствоваться разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Судом установлено, что истец, осуществивший самовольную перепланировку квартиры, предпринимал надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Суд полагает обоснованным предъявление данного иска, в связи с невозможностью в ином порядке регистрации права собственности на перепланированный жилой объект. Судом установлено, что единственными признаками самовольной перепланировки являются отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению, которых, истец предпринимал меры. По данным Астраханского Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию последней технической инвентаризации на 22.11.2010г. <адрес>, кор.2, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения выявлены в части перепланировки. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья. Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» от 23.06.2011г. № 03-01\3690 подтверждается соответствие жилого помещения требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В соответствии с техническим заключением ООО «АБ Форма", при обследовании несущих строительных конструкций квартиры установлено, что основные строительные конструкции после перепланировки жилого помещения, в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования строительных конструкций зданий и сооружений», находятся в работоспособном состоянии, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушают права собственников других жилых квартир. У суда нет оснований сомневаться в представленных заключениях, выданных по результатам осмотра жилого помещения, в соответствии с установленным законодательством порядком. Газификация жилого помещения произведена в соответствии с разрешением домоуправления и проектной документацией. В соответствии со ст. 1 ч.14 Градостроительного кодекса РФ, под реконструкцией подразумевается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Перепланировка жилого помещения истцов, по смыслу ст.1 Градостроительного кодекса РФ, не является реконструкцией. Самовольная перепланировка, как деятельность, не создает самовольной постройки как результата, согласно п. п. 13 и 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. ст. 219, 222 и 551 ГК РФ, ст. 21 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. 2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии со ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Истец не пристраивал дополнительную площадь, перепланировка произведена в границах объекта. В соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, в случае изменения объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией, а также изменения назначения объекта, соответствующие сведения должны быть внесены в лист записи об изменениях по объекту. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется согласование с органами государственного пожарного надзора, в случае введения в эксплуатацию перепланированного (реконструированного) жилого помещения. Учитывая отсутствие сведений о существенных нарушениях градостроительных и строительных норм и правил, а также нарушениях прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровья граждан, иск обоснован и подлежит удовлетворению. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд ) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних. ( ст. 2 ). Договор социального найма истцом не представлен, однако, истец проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении и несет обязательства нанимателя, предусмотренные данным договором. Другие лица, проживающие и не зарегистрированные в жилом помещении, имеющие право приватизации жилья не установлены. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со ст.ст.131 ГК РФ, право собственности на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Гилько Евгением Владимировичем, 08.02.1978 года рождения, уроженцем г.Астрахани, право собственности, в порядке приватизации, на перепланированную <адрес>, корпус 2, по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд. Федеральный судья Алямшина Н.К. Мотивированный текст решения составлен 15 июля 2011года. Федеральный судья Алямшина Н.К. На момент опубликования не вступило в законную силу. Согласовано. Федеральный судья Алямшина Н.К.