Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011 г. г. Астрахань Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: Федерального судьи Алямшиной Н.К., при секретаре Кожановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слесарева Владимира Михайловича к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани о признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации жилья В присутствии и участии Представителя истца Оробинской Татьяны Васильевны, действующей по доверенности У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани о признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на <адрес>, в порядке приватизации жилья, ссылаясь на то, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении с 1967г.. Квартира предоставлялась отцу Слесареву М.В., на основании ордера, утраченного впоследствии. Отец умер ДД.ММ.ГГГГ Оформление приватизации жилья в административном порядке не представилось возможным, в связи с отсутствием документа, подтверждающего вселение в жилое помещение, рекомендовано обратиться в суд. Истец Слесарев В.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, доверил представлять интересы представителю Представитель истца Оробинская Т.В. в судебном заседании поддержала требования и дополнительно пояснила, что в досудебном порядке обратились в Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани, однако, в удовлетворении заявления отказано, рекомендовано обратиться в суд, из-за отсутствия ордера. Истец поддерживается состояние жилого помещения, оплачиваются коммунальные платежи, отсутствие ордера не является основанием для ущемления прав истца. С супругой истец длительное время совместно не проживает, она не претендует на право участия в приватизации жилья, другие лица, имеющие аналогичные права отсутствуют. Третье лицо Слесарева Т.С. возражений по иску не представила, брак с истцом не расторгнут, но совместная жизнь прекращена, длительное время совместно не проживают. В спорной квартире никогда не проживала, право пользования на жилое помещение не имеет, отказывается от права участия в приватизации жилья. Представители Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани в судебное заседание не явились, возражения не представлены, просили рассмотреть дело без их участия. Выслушав представителя истца, третье лицо, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Истец обоснованно обратилась с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект не зарегистрированы. В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд… Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. В соответствии со ст. 7 ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. 2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства. Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют. Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца. В соответствии с распоряжением Мэра г.Астрахани "О перераспределении полномочий в области жилищной политики" от 27.08.2007г. № 820-р-м с 01.01.2008г. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани. Письмом Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани от 05.10.2010г. № 584-а сообщается об отсутствии оснований положительного решения жилищного вопроса занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение. Проживание и регистрация нанимателя подтверждается справкой Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани участка № 1 Трусовского района от 02.11.2010г. № Л-О-1581, а также паспортными данными. По данным Астраханского Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по состоянию последней технической инвентаризации на 29.03.2010г. <адрес>, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения не выявлены. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья. По данным указанной организации жилое помещение зарегистрировано за МУ ЖЭК № Трусовского района, однако, реестровый номер и ссылка на правоустанавливающие документы отсутствуют. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) Экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» от 18.07.2011г. № 03-01\4381 подтверждается соответствие условий проживания в жилом помещении требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона ) В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений( если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). В судебном заседании свидетели ФИО6 подтвердила, что истец проживает с начала 60-х годов прошлого века, сначала с родителями, которые уже умерли, сейчас живет один. С супругой они развелись много лет назад, она в данной квартире никогда не проживала. У суда нет оснований сомневаться в данных показаниях свидетеля. Суд, согласно пп. 3 п. 2 ст. 153 и ст. 63 ЖК РФ, а также ст. 674 и п. п. 1 и 2 ст. 162 ГК РФ, полагает, что отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку, их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей, в т.ч. по внесению платы за жилые помещения и оплате потребляемых ими коммунальных услуг. Судом установлено, что истец постоянно проживает в спорном жилом помещении более 40 лет, поддерживает состояние квартиры, оплачивает коммунальные платежи. Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку, граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд ) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних ( ст. 2 ). В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Таким образом, ответчиком нарушается право истца вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем. Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены. В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд полагает взыскать с Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани, необоснованно уклонившегося от оформления приватизации жилого помещения, в пользу истца в возмещение судебных расходов сумму в размере 400рублей 00 коп., уплаченных истцом по чекам-ордерам Астраханского отделения № 8625 Сбербанка России от 04.07.2011г. и 05.07.2011г. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Слесаревым Владимиром Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на <адрес>, жилой площадью 11,6 кв.м., общей площадью 23,4 кв.м., по <адрес>, на основании права пользования, в порядке приватизации жилья. Взыскать с Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани в пользу Слесарева Владимира Михайловича 400 рублей, в счет возмещения судебных расходов. Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд. Федеральный судья Алямшина Н.К. Мотивированный текст решения составлен 22 июля 2011г. Федеральный судья Алямшина Н.К. На момент опубликования не вступило в законную силу. Согласовано. Федеральный судья Алямшина Н.К.