Решение о признании решения УПФР незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 г. г. Астрахань

Трусовского районного суда города Астрахани Чернышева Е.А., при секретаре Бабушкиной Е.К.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева Александра Георгиевича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Бондарев А.Г. обратился в Трусовский районный суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включения оспариваемых периодов в специальный стаж, назначения и выплаты пенсии с момента возникновения права.

В обоснование заявленных требований указывая, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ РФ в Трусовском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с достижением 25 летнего педагогического стажа.

6.05.2011 на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа. При рассмотрении вопроса о назначении досрочной пенсии из специального (льготного) стажа были исключены и не приняты во внимание периоды :

- с 9.05.1973 по 19.05.1976 служба в <данные изъяты>;

- с 25.06.1976 по 18.08.1976 в должности <данные изъяты>;

- с 20.02.1979 по 3.09.1979 в должности <данные изъяты>;

- с 1.11.1996 по 4.03.1998 в должности <данные изъяты>;

- с 5.03.1998 по 31.08.2004 в должности <данные изъяты>

- с 16.01.2006 по 29.01.2006 нахождение <данные изъяты>;

- с 1.06.1978 по 13.06.1978, с1.01.1979 по 14.01.1979, с 1.01.1980 по 13.01.1980, с 1.02.1980 по 7.02.1980, с 1.05.1981 по 12.05.1981, с 1.06.1981 по 26.06.1981 нахождение <данные изъяты>.

Истец считает отказ неправомерным в связи с тем, что у него имеется достаточно педагогического стажа для назначении досрочной трудовой пенсии. За указанный период времени он работал и выполняла одну и ту же работу, что и в другие периоды времени, являясь педагогическим работником.

В судебном заседании истец Бондарев А.Г. и его представитель Апян Г.М. поддержали исковые требования в полном объеме, просили заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани, действующая на основании доверенности исковые требования Бондарева А.Г. не признала и суду пояснила, что Бондареву А.Г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Представитель третьего лица МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей №3»в судебном заседании просил удовлетворить заявленные истцом требования.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 27 п.1 п.п.19 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положение ч.2 ст. 6, ч.1 ст.17, ст. 18, 19, ч.1 ст. 39, а так же ст. 55 Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства права и дальнейшим будет уважаться органами власти и безусловно будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периодов прохождения <данные изъяты> с 9.05.1973 по 19.05.1976. Период прохождения истца <данные изъяты> был подтвержден представленной в судебное заседание справкой военного комиссариата по Астраханской области от 25.02.2011, военным билетом .

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подп. "г" п. 1 которого предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, суд приходит к выводу о возможности включения вышеназванного периода службы в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Судом было установлено, что истец работал в период с 25.06.1976 по 18.08.1976 в должности <данные изъяты>, что было подтверждено представленной в судебное заседание трудовой книжкой.

Пунктом 2 Положения № 1397 от 17.12.1959 было введено условие для включения в педагогический стаж работы учителей и других работников просвещения, в том числе и работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а именно: время работы, указанной в п.1 Положения о порядке зачисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как следует из материалов дела, на момент подачи заявления 7.02.20011 Бондарев А.Г. о расчете пенсионного капитала для назначения досрочной пенсии данное условие, а именно наличие требуемого педагогического стажа ( 25 лет х 2/3) было соблюдено, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. Следовательно, указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Требования истца о включении периода трудовой деятельности с 20.02.1979 по 3.09.1979 в должности <данные изъяты> не подлежат удовлетворению, поскольку истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие его педагогическую деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Списком профессий и должностей работников народного образования,. педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, аналогичным Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Вместе с тем, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В соответствии с п.п. 1-5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее воспитание обучающихся воспитанников. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений.

Согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. №25 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Факт выполнения педагогической работы за период с 1.11.1996 по 4.03.1998 в должности <данные изъяты>;

- с 5.03.1998 по 31.08.2004 в должности <данные изъяты>», согласно функциональных обязанностей, подтверждается наряду с представленными в судебное заседание справками, уставом муниципального образования.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад);

работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.

Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Следовательно, суд приходит к выводу о возможности включения в спеиальный стаж периода работы с 1.11.1996 по 4.03.1998 в должности <данные изъяты>; а так же с 5.03.1998 по 31.08.1999 в должности <данные изъяты> с 1.09.1999 по 23.05.2000 в должности <данные изъяты>

Истцом заявленные требования о включении в специальный стаж периода с 16.01.2006 по 29.01.2006 нахождения его <данные изъяты>, поскольку он выполнял в данный период так же работу <данные изъяты>, прохождение курсов было в ином образовательном учреждении, заключалось в обмене опытом.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения истца с 16.01.2006 по 29.01.2006 на <данные изъяты> являлись периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу о включении данных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, что свидетельствует о необходимости повышения квалификации в силу специальных нормативных актов и является обязательным условием выполнения работы.

Бондаревым А.Г. так же заявлены требования о включении в специальный стаж периодов с 1.06.1978 по 13.06.1978, с1.01.1979 по 14.01.1979, с 1.01.1980 по 13.01.1980, с 1.02.1980 по 7.02.1980, с 1.05.1981 по 12.05.1981, с 1.06.1981 по 26.06.1981нахождения <данные изъяты>

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведения, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании было установлено, что истец с 1977 года осуществлял педагогическую деятельность и проходил обучение в высшем учебном заведении в периоды с 1.06.1978 по 13.06.1978, с1.01.1979 по 14.01.1979, с 1.01.1980 по 13.01.1980, с 1.02.1980 по 7.02.1980, с 1.05.1981 по 12.05.1981, с 1.06.1981 по 26.06.1981, что было подтверждено представленным в судебное заседание дипломом об образовании. В связи с чем, суд считает, что указанные периоды могут быть включены в подсчет специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, приходит к выводу, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по Трусовскому району г. Астрахани не представлено достаточно доказательств, подтверждающих невозможность назначения Бондареву А.Г. досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п.п. 10.п.1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

ДД.ММ.ГГГГ Бондаревым А.Г. было подано заявление в Управление Пенсионного Фонда РФ по Трусовскому району г. Астрахани, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости назначения с данного момента ему пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Бондарева А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г. Астрахани о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным – удовлетворить частично.

Признать решение от 6.05.2011, так же решение от 27.10.2011, в части отказа во включении Бондареву А.Г. в специальный стаж периодов работы:

- с 9.05.1973 по 19.05.1976 служба <данные изъяты>;

- с 25.06.1976 по 18.08.1976 в должности <данные изъяты>;

- с 1.11.1996 по 4.03.1998 в должности <данные изъяты>;

- с 5.03.1998 по 23.05.2004 в должности <данные изъяты>

- с 16.01.2006 по 29.01.2006 нахождение <данные изъяты>

- с 1.06.1978 по 13.06.1978, с1.01.1979 по 14.01.1979, с 1.01.1980 по 13.01.1980, с 1.02.1980 по 7.02.1980, с 1.05.1981 по 12.05.1981, с 1.06.1981 по 26.06.1981 нахождение <данные изъяты>.

Включить в специальный стаж Бондарева А.Г. дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы:

- с 9.05.1973 по 19.05.1976 служба <данные изъяты>;- с 25.06.1976 по 18.08.1976 в должности <данные изъяты>

- с 1.11.1996 по 4.03.1998 в должности <данные изъяты>;

- с 5.03.1998 по 23.05.2000 в должности <данные изъяты>

- с 16.01.2006 по 29.01.2006 нахождение <данные изъяты>;

- с 1.06.1978 по 13.06.1978, с1.01.1979 по 14.01.1979, с 1.01.1980 по 13.01.1980, с 1.02.1980 по 7.02.1980, с 1.05.1981 по 12.05.1981, с 1.06.1981 по 26.06.1981 нахождение в <данные изъяты>, в остальной части заявленные исковые требования оставить без изменения.

Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фона РФ в Трусовском районе г. Астрахани назначить Бондареву А.Г. досрочную трудовую пенсию с учетом включения указанных периодов работы, начиная со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней через Трусовский районный суд г. Астрахани в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.

Судья: Е.А.Чернышева

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.