решение прекращение договора найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Стёпина А.Б.

при секретаре Редькиной А.В.,

с участием адвоката Шумной Н.Б. представившей удостоверение и ордер ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> к Зыкову Михаилу Вячеславовичу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о прекращении договора найма специализированного жилого помещения, встречному исковому заявлению Зыкова Михаила Вячеславовича к Пограничному управлению ФСБ России по <адрес> и <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности, прекращении права собственности, прекращении права оперативного управления,

установил:

Пограничное управление ФСБ России по <адрес> и <адрес> обратилось в суд с иском о прекращении договора найма специализированного жилого помещения, указав, что ответчик Зыков М.В. проходил военную службу в пограничных органах. Приказом командира войсковой части ФИО11 <адрес> особого пограничного округа лс от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы за невыполнение условий контракта по пункту «<данные изъяты> Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». После увольнения, решением жилищной комиссии Пограничного управления от ДД.ММ.ГГГГ ответчику распределена однокомнатная <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор найма служебного жилого помещения. Предоставленная квартира относится к специализированному жилищному фонду, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес>. На момент предоставления жилого помещения ответчик не сообщил сведения о том, что его супруга ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ году приобрела в собственность жилой <адрес>. Брак между супругами был заключен ДД.ММ.ГГГГ и дом является их совместной собственностью. Вместе с тем квартира предоставлялась ответчику, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. По указанным основаниям ответчик не имел права на получение жилья, поскольку был обеспечен жильем.

Просили признать прекратившим договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за , заключенный между Пограничным управлением ФСБ России по <адрес> и <адрес> и Зыковым Михаилом Вячеславовичем.

В суде представитель истца Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> – Аликберов А.Г. исковые требования поддержал.

Ответчик Зыков М.В. и его представитель – Шумная Н.Б. исковые требования не признали.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, решение на усмотрение суда.

Зыков Михаил Вячеславович обратился в суд со встречным исковым заявлением о признании права собственности, прекращении права собственности, прекращении права оперативного управления, указав, что до увольнения проходил военную службу по контракту заключенному на пять лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. До истечения срока контракта он был уволен в ДД.ММ.ГГГГ году по пункту «<данные изъяты> Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением условий контракта. Имея общую выслугу ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней, он обратился с заявлением о предоставлении квартиры. По его мнению, распределенная ему квартира не является служебной, поскольку была предоставлена после увольнения, в период отсутствия служебных отношений.

В суде представитель истца Зыкова М.В. – Шумная Н.Б. дополнила исковые требования, просила признать за Зыковым М.В. право собственности на <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Прекратить за Российской Федерацией право собственности на квартиру. Прекратить за Пограничным управлением ФСБ России по <адрес> и <адрес> право оперативного управления на квартиру.

В суде истец Зыков М.В. и его представитель – Шумная Н.Б. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> – Аликберов А.Г. исковые требования не признал.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> и оставлении без удовлетворения встречных исковых требований Зыкова М.В., по следующим основаниям.

На основании пунктов 1,2,3 статьи 92, пункта 1 статьи 99 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного относятся служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основанию предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому таким основанием является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как видно из материалов дела и установлено судом, что в период службы в пограничных органах с Зыковым М.В. был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. За невыполнение условий контракта ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы с исключением из списков части и всех видов довольствия. После увольнения по решению жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена <адрес> с заключением ДД.ММ.ГГГГ договора найма служебного жилого помещения за . Данная квартира относится к федеральной форме собственности и принадлежит Пограничному управлению ФСБ России по <адрес> и <адрес> на праве оперативного управления.

Указанные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о государственной регистрации за истцом права оперативного управления на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 12); выпиской из приказа командира войсковой части ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ за ; договором найма служебного жилого помещения заключенного между истцом и ответчиком Зыковым М.В. от ДД.ММ.ГГГГ за ; проколом заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; контрактом о прохождении военной службы заключенного с Зыковым М.В., по условиям которого при досрочном увольнении военнослужащего на основании пункта «б» части 2 статьи 49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», к нему применяются санкции установленные положением о материальной ответственности военнослужащих. Обстоятельство увольнения Зыкова М.В. по указанному основанию было также подтверждено пояснениями свидетеля ФИО7

В соответствии с частями 1,11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

На момент увольнения Зыкова М.В. действовал Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с пунктом «б» части 2 статьи 49 данного закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы за невыполнение им условий контракта.

Вместе с тем, как указано в контракте о прохождении военной службы такое основание увольнения не является льготным, позволяющим закрепить за Зыковым М.В. жилое помещение на условиях договора найма служебного помещения, и как льготное основание оно не было предусмотрено действующим на момент распределения квартиры Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме того, из материалов дела следует, что на момент предоставления ответчику квартиры, на имя его супруги Зыковой Н.В. на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на жилой <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются: выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за ; свидетельством о заключении брака ответчика Зыкова М.В. и Зыковой Н.В., зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ; письмом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 48); выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).

При таких обстоятельствах ответчик Зыков М.В. не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку при предоставлении квартиры его супруга уже являлась собственником жилого дома. В соответствии с указанной статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оснований для предоставления ответчику жилого помещения не имелось, что также подтверждается материалами учетного дела в отношении ответчика, как военнослужащего уволенного в запас. Так, согласно архивным выпискам из материалов учетного дела, следует, что Зыков М.В. обратился с заявлением о предоставлении ему квартиры при увольнении в запас в ДД.ММ.ГГГГ году, документов подтверждающих правовые основания и законность предоставления жилого помещения в <адрес> в материалах не имеется, не имеется и сведений о постановке Зыкова М.В. на учет в качестве неимеющего жилья.

Кроме того, согласно выписке из приказа командира войсковой части ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ за , а также выписке из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), следует, что на момент увольнения, Зыков М.В. имел календарную выслугу 14 лет 2 месяца, что свидетельствует об отсутствии права на получение квартиры по договору социального найма. По указанным основаниям в отношении Зыкова М.В. не могут быть применены положения пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», предусматривающие 20 военной службы и более, иные положения, предусматривающие 10 военной службы и более, также не подлежат применению, поскольку увольнение было не по льготному основанию.

При всех указанных обстоятельствах исковые требования о признании прекратившим договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за , заключенный между Пограничным управлением ФСБ России по <адрес> и <адрес> и Зыковым М.В. подлежат удовлетворению, поскольку в представленных им документах в орган, осуществляющий принятие на учет отсутствовали правовые основания для предоставления жилого помещения. Судом установлено, что у Зыкова М.В. не возникло право пользования жилым помещением по законным основаниям, в связи, с чем исковые требования Пограничного управления являются обоснованными.

Доводы искового заявления Зыкова М.В. о том, что жилое помещение не является служебным, документально не подтверждены и являются необоснованными.

Поскольку исковые требования Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> подлежат удовлетворению, то встречные исковые требования удовлетворены быть не могут. Законных оснований для признания права собственности, прекращения права федеральной собственности и права оперативного управления на квартиру суду предоставлено не было.

Возражая относительно исковых требований, представителем Шумной Н.Б. указано на пропуск Пограничным управлением срока исковой давности, поскольку решение жилищной комиссии о предоставлении Зыкову М.В. квартиры вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. ст. 195, 196, 205 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

В суде представитель Аликберов А.Г. пояснил, что о нарушении вещного права Пограничному управлению стало известно в ДД.ММ.ГГГГ с момента поступления рапорта начальника КЭС о несоответствии закону оснований предоставления Зыкову М.В. квартиры. В обоснование данных доводов суду предоставлен рапорт начальника КЭС отдела МТО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было установлена незаконность предоставления Зыкову М.В. служебной квартиры. При указанных обстоятельствах, причины пропуска срока исковой давности признаются уважительными.

Поскольку ответчик в лице Пограничного управления в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то правилам статьи 103 ГПК РФ, суд приходит о ее взыскании с истца Зыкова М.В. в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> о прекращении договора найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Встречные исковые требования Зыкова Михаила Вячеславовича о признании права собственности, прекращении права собственности, прекращении права оперативного управления – оставить без удовлетворения.

Признать прекратившим договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за , заключенный между Пограничным управлением ФСБ России по <адрес> и <адрес> и Зыковым Михаилом Вячеславовичем.

Взыскать в пользу государства с Зыкова Михаила Вячеславовича государственную пошлину <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Трусовский районный суд <адрес>.

В окончательной форме решение суда вынесено 30 декабря 2011 года.

Судья Стёпин А.Б.

На момент опубликования вступило в законную силу

Согласовано

Судья Стёпин А.Б.