П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 февраля 2011г. г.Астрахань, ул.Дзержинского, 34
Федеральный судья Трусовского районного суда <адрес> Алямшина Н.К.,
при секретаре Чорной К.С.,
рассмотрев материал об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ
в отношении Общества с ограниченной ответственностью строительно-ремонтное предприятие "ТЕРМО-ТЕХНОЛОГИЯ",
У С Т А Н О В И Л:
Административный материал, возбужденный по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, в отношении ООО СРП "ТЕРМО-ТЕХНОЛОГИЯ", по нарушениям, выявленным по адресу <адрес>, поступил на рассмотрение в Трусовский районный суд <адрес>, на основании определения Главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 о передаче материала на рассмотрение в Трусовский суд <адрес>, для рассмотрения вопроса о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указаны следующие нарушения требований пожарной безопасности::
1. помещения склада не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией 2. помещения не оборудованы эвакуационным освещением,3. в помещениях не разработаны планы эвакуации людей при пожаре. 4. электролампы не обеспечены защитными плафонами, предусмотренными их конструкцией. 5. Монтаж, эксплуатация электротехнических изделий осуществляется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике. 6. Двери эвакуационных выходов дооборудованы объемными самосветящимися знаками "ВЫХОД" с автономными источниками питания. 7.Ответстыенные лица не обучены мерам пожарной безопасности. 8. "Глухие" решетки на окнах <данные изъяты> этажа.9. Допускается хранение баллонов без защитных колпаков.10. Горючая отделка на путях эвакуации.11. Дверь на <данные изъяты> этаже, ведущая из помещения сметно-договорного отдела, открывается не по направлению движения эвакуации людей. 12. Работники организации не знают своих действий в случае пожара, не владеют навыками применения первичных средств пожаротушения.13. Внутреннее пожарное водоснабжение не испытано на водоотдачу с составлением акта. 14.Пожарные рукава и стволы не присоединены к пожарному крану. 15. Автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии.
Прилагается так же акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выданного начальником ОГПН по <адрес> ФИО2, согласно которого, выявлены нарушения обязательных требований Правил пожарной безопасности, Технического регламента. Указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения требований пожарной безопасности выявлены в административных зданиях №,№ Кроме того, отмечаются общие нарушения : 1. не проведено испытание огнезащитного состава деревянных конструкций кровли с составлением акта, 2. хранение баллонов с кислородом осуществляется вне специально отведенной будки для хранения баллонов. 3. не разработан план расстановки транспортных средств. 4. не проведена практическая тренировка по эвакуации людей из зданий с составлением акта тренировки. 5. Пост охраны не оборудован эвакуационным освещением.
Акт проверки и протокол об административном правонарушении направлены в ООО почтовой связью.
В суде представители ООО Косенков В.В., Лагода К.К., действующие по доверенности, полагал необоснованным составление административного материала, вина в совершении административного правонарушения отсутствует. В ходе проверки инспектор ОГПН <адрес> проверил соблюдение требований противопожарной безопасности, замечания отсутствовали, никаких предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности не вынесено. О составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении не было известно, не извещены о времени и месте составления указанных документов, получены по почте. Признают и устранили нарушения в части решеток и горючей отделки на путях эвакуации, демонтировали отделку, убрали "глухие " решетки. Не согласны с большинством нарушений, указанных в протоколе, поскольку, инспектор провел проверку самостоятельно и не просил предоставить документы по имеющимся у него вопросам. Помещения имеют автоматическую пожарную сигнализацию, имеются акты испытаний, которые инспектор не запрашивал. Все необходимые помещения оборудованы эвакуационными освещениями. Планы эвакуации разработаны и установлены на штатных местах, были лишь недочеты в части соблюдения цветовой гаммы по ГОСТУ. В настоящее время все приведено в соответствие по ГОСТу. Все световые и осветительные приборы, установленные на предприятии, эксплуатируются в соответствии с правилами эксплуатации. В акте ОГПН не отражены конкретные места. Не отражено в акте какое конкретно техническое изделие эксплуатируется с нарушениями. Необоснованно указан п.6 как нарушение в части знаков "ВЫХОД", поскольку, самим актом и протоколом об административном правонарушении, наоборот, подтверждается соответствие оборудования дверей эвакуационных выходов объемными самосветящимися знаками "ВЫХОД" с автономными источниками питания. В ООО имеются ответственное лицо за противопожарное состояние производственной базы, имеющее удостоверение, выданное учебным центром "Пожарная безопасность", указанные документы инспектором не запрашивались. Баллоны с горючими газами хранятся на специально отведенном месте на территории предприятия, на каждом установлен защитный колпак. В административном корпусе не хранятся и не находятся указанные баллоны. Работники предприятия проходят противопожарный инструктаж, проводятся занятия раз в ДД.ММ.ГГГГ мес, что отражено в журнале, инспектор не указал, кто именно из работников допустил нарушение. Внутреннее пожарное водоснабжение испытано на водоотдачу, что подтверждается соответствующим актом, автоматическая пожарная сигнализация находится в исправном состоянии, что также подтверждается актом. Не согласны с п.11 о нарушении установки двери в сметно-договорном отделе, поскольку, СП не нормируется направление открывания дверей. Пост охраны не является путем эвакуации людей, в случае пожара, поскольку, установлен в проходе между улицей и территорией предприятия, соответственно, эвакуационное освещение не требуется. Транспортные средства находятся на территории предприятия, тогда как, план эвакуации требуется только для транспортных средств, находящихся в закрытых помещениях. Полагают, что допущенные несущественные нарушения не являются основанием для приостановления деятельности предприятия.
Выслушав представителей юридического лица, исследовав представленные ими материалы, в т.ч. фотоматериалы, а также материалы, представленные ОГПН по <адрес>, прихожу к следующему:
Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
ООО СРП "Термо-Технология" привлекается к административной ответственности по статье 20.4. ч.1 КоАП РФ- нарушение требований пожарной безопасности, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Право должностных лиц органов пожарного надзора давать руководителям организаций, должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности предусмотрено положениями ст. 6 (абз. 22) Федерального закона "О пожарной безопасности", входящего в состав законодательства РФ о пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности").
В материалах имеется предписание ОГПН по <адрес> только за ДД.ММ.ГГГГ. по № нарушениям, которые ООО устранены. Предписание по указанной выше поверке отсутствует.
Акт проверки и протокол об административном правонарушении направлены ООО почтой, как установлено при рассмотрении административного материала, указанные в нем нарушены не были озвучены инспектором ОГПН при проверке помещений по соблюдению требований пожарной безопасности.
ОГПН не обосновал вынесение определения о направлении материала в суд, для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, и, решении вопроса о приостановлении деятельности, инспектором не предложено ответственному по пожарной безопасности представить соответствующие акты, подтверждающие соблюдение правил пожарной безопасности, имеющиеся на предприятии, инспектором, при наличии выявленных нарушений, не оформлено предписании, с предоставлением достаточного времени для устранения нарушений.
В соответствии со ст. 28.2 п. 3 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.( п.4)
Согласно п 4.1. ст. 28.3 КоАП РФ, в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из смысла п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении, являющегося основным доказательством по делу об административном правонарушении, не допускается при отсутствии законного представителя юридического лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
В ходе рассмотрения административного материала установлено, что акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в отсутствие представителя юридического лица.
Представители юридического лица отрицают извещение юридического лица по составлению протокола об административном правонарушении, разъяснении прав и ознакомлению с протоколом и актом проверки. Указанные процессуальные документы получены почтой.
В нарушение требований п.5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не подписан представителем юридического лица.
Содержание ч. 4 статьи 28.2 КоАП РФ корреспондирует с содержанием ч. 2 данной статьи, требующей, чтобы вина лица во вмененном ему правонарушении была доказана и установлена.
Если имеющиеся доказательства с неоспоримостью не подтверждают вину лица, оставляют неустранимые сомнения в виновности лица, нельзя считать, что вина установлена. В соответствии с положением, закрепленным в ч. 4 статьи, такие сомнения должны толковаться в пользу привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 1.5 КоАП установлена презумпция невиновности :
- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, п.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п. 2, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено при рассмотрении материала, ООО были приняты все меры для соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения административного материала установлены и доказаны лишь два пункта нарушений установка "глухих" решеток на окнах первого этажа и горючая отделка на путях эвакуации, которые устранены юридическим лицом, что подтверждается представленными фотоматериалами.
Не представлены ОГПН доказательства наличия состава административного правонарушения по остальным пунктам протокола об административном правонарушении, в связи с чем, остальные пункты нарушений не могут быть вменены юридическому лицу, как нарушение требований пожарной безопасности.
Представители юридического лица представили письменные доказательства, фотоматериалы, подтверждающие соответствие установленным правилам пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В силу ст. 4.2. КоАП РФ, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельствами, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, формальное наличие состава административного правонарушения, устранение выявленных и установленных при рассмотрении материала фактов нарушения правил пожарной безопасности, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным интересам, отсутствие ущерба, полагаю возможным освободить ООО от административной ответственности, ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по административному производству в отношении Общества с ограниченной ответственностью строительно- ремонтное предприятие "Термо-Технология" по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.
Освободить Общество с ограниченной ответственностью строительно- ремонтное предприятие "Термо-Технология" от административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ за малозначительностью и ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления, в Астраханский областной суд.
Федеральный судья Алямшина Н.К.