РЕШЕНИЕ 21.12.2011 г.Астрахань Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Кривошеевой О.В., при секретаре Кожановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя мэра города, главы администрации Трусовского района г.Астрахани Курбатова В.Г. на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области от 30.11.2011 о привлечении заместителя мэра города, главы администрации Трусовского района г.Астрахани Курбатова В.Г. к административной ответственности по ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель мэра города, глава администрации Трусовского района г.Астрахани Курбатов В.Г. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей по ст. 8.13. ч.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Курбатов В.Г. с постановлением не согласился, указав, что он признан виновным за нарушение требований законодательства, установленных ч. 1 ст. 56 Водного Кодекса РФ - сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления; ч.ч.1,2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которым отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, а также ч.1 ст.65 Водного Кодекса РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод. Данный вывод был сделан Управлением Росприроднадзора по Астраханской области в результате рейдовой проверки участка ерика Солянка, в районе садоводческих обществ <данные изъяты> и др., который захламлен отходами производства и потребления. С указанным решением не согласен, поскольку считает, что вышеназванные нормы природоохранного законодательства применимы к источникам загрязнения и засорения осуществляющим хозяйственную и иные виды деятельности в водоохранных зонах, а именно: промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовые организации с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества; стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах. Администрация Трусовского района г. Астрахани никакой хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления в водоохранной зоне, не осуществляла и не осуществляет, а также не производила и не производит захоронения отходов в указанной зоне. Таким образом, выводы, сделанные Управлением Росприроднадзора в постановлении, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Администрация Трусовского района г. Астрахани является структурным подразделением (территориальным органом управления) органа местного самоуправления городского округа - администрации города Астрахани и осуществляет выполнение возложенных на нее задач и функций в соответствии с Положением «Об администрации Трусовского района», утвержденным постановлением мэра города Астрахани от 9.09.2009 № 4269-м. Согласно данному Положению администрация района относится к бюджетным организациям, осуществляющим свою деятельность за счет городского бюджета в пределах предусмотренных ассигнований и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении целевых денежных средств. Действительно, данным Положением предусмотрено обеспечение выполнение на территории района требований природоохранного законодательства, однако в связи с произошедшими в течение 2010-2011 г.г. изменениями в структуре администрации города Астрахани полномочия по ликвидации несанкционированных свалок, а также финансирование, предназначенное для проведения данных мероприятий были переданы другим подразделениям администрации г. Астрахани. В связи с этим в 2011 году администрации Трусовского района не выделялись денежные средства на выполнение требований природоохранного законодательства, что подтверждается сводной бюджетной росписью расходов бюджета муниципального образования "Город Астрахань" на 2011 год по ведомственной структуре. Считает свое привлечение к ответственности за нарушение требований к охране водных объектов незаконным, просит постановление управления Росприроднадзора по Астраханской области от 30.11.2011 № 312 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить. Суд, выслушав представителя Курбатова В.Г. , действующего на основании доверенности Воробьева С.В. поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росприроднадзора по АО Кушнир Н.Н., не согласившуюся с доводами жалобы, изучив представленные материалы, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а постановление о привлечении к административной ответственности подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из постановления Управления Росприроднадзора по Астраханской области о привлечении Курбатова В.Г. к административной ответственности №312 от 30.11.11 следует, что 17.10.2011 в период с 10:00 до 10:30 часов Управлением Росприроднадзора по Астраханской области в ходе проведения рейдовой проверки на основании приказа «О проведении рейдовой проверки» от 12.10.2011 №763 было обнаружено мозаичное загрязнение отходами производства и потребления акватории ер.Солянка, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы данного ерика в районе железнодорожного моста и садоводческих обществ <данные изъяты> и др., расположенных по <адрес> Установлено, что территория в районе ер.Солянка и садоводческих обществ «<данные изъяты> и др. находится в границах МО «Город Астрахань» на территории Трусовского района города Астрахани. На основании Положения об администрации Трусовского района города Астрахани, утвержденному постановление мэра города от 9.09.2009 №4269-м, положения об отделе коммунального хозяйства администрации Трусовского района г.Астрахани, утвержденного Постановлением администрацией Трусовского района г.Астрахани от 13.01.2010, норм Водного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч.24 ч.1 ст. 16 орган, осуществляющий административное расследование пришел к выводу о наличии в действиях Курбатова В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ, поскольку администрация Трусовского района г.Астрахани не представила никаких документов содержащих сведения о проведении мероприятий по благоустройству и уборке территории, расположенной в районе ер.Солянка Трусовского района и садоводческих обществ, также не предоставила договора со специализированными организациями на вывоз мусора и акты выполненных работ в связи с иx отсутствием, предоставив лишь телефонограмму №460 от 9.11.2011 и письмо Управление благоустройства и озеленения администрации города Астрахани, согласно которым Администрация Трусовского района г.Астрахани только 9.11.2011 обратилось в Управление благоустройства и озеленения администрации города Астрахани с просьбой об уборке несанкционированной свалки мусора в районе железнодорожного моста, ер.Солянка вблизи садоводческих товариществ. В соответствии с письмом МБУ г.Астрахани «Чистый город» вышеуказанное загрязнение отходами производства и потребления ерика Солянка было ликвидировано только 14.11.2011 Указано, что заместитель мэра города по территории - глава администрации Трусовского района Курбатов В.Г. в период с 31.08.2011 по 9.11.2011 не предпринимал своевременных, должных, оперативных мер по недопущению и устранению мозаичного загрязнения акватории, ГЗОЗ (ширина ВОЗ 50 метров), ПЗП (ширина ПЗП 35-50 метров) ер.Солянка, в районе железнодорожного моста и садоводческих обществ <данные изъяты> и др., расположенных по адресу<адрес>, которое при сильных порывах ветрах, обильных осадков могло повлечь засорение данного ерика отходами производства и потребления. Часть 4 ст. 8.13. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Требования к охране водных объектов изложены в ст. 56 Водного Кодекса РФ, которой предусмотрено: 1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. 2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации. 4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. 5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается. 6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. 7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается. Объектом правонарушения предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды. Предмет - водные ресурсы, т.е. подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы. Объективная сторона правонарушений состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных ресурсов. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение - состав поставления в опасность с альтернативными признаками угрозы наступления вредных последствий, являющийся общим по отношению к материальным составам ч. 5 данной статьи. Так, к возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов. Засорением вод являются действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов (при проведении буровых работ, добыче торфа, сапропеля, осуществлении лесосплава, проведении взрывных работ и т.п.). Водное законодательство определяет истощение вод как постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (п. 15 ст. 1 ВК РФ). К созданию угрозы истощения вод, следовательно, могут привести действия, меняющие в негативную сторону не только их количественные, но и качественные (например, снижение способности к самоочищению, помутнение и т.п.) характеристики. Действиями, которые создают такую угрозу, являются в первую очередь превышения лимитов забора воды, проведение строительных или иных работ, нарушающих естественный баланс, нерациональное водоотведение, изменение стока и т.п. Бездействие выражается в непроведении мероприятий по подготовке ложа водохранилища к затоплению, непринятии мер по извлечению токсичных веществ из сточных вод перед их сбросом в водные объекты и т.п.). Основными загрязняющими веществами, поступающими в водные объекты со сточными водами, являются нефтепродукты, фенолы, легко окисляемые органические вещества и др. Бактериальное загрязнение может происходить в результате нарушения режима обеззараживания стоков предприятиями коммунального хозяйства, аварийных сбросов неочищенных сточных вод и т.п. Субъекты правонарушений перечислены в санкции данной статьи. Субъективная сторона характеризуется умыслом. По смыслу ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в действиях лица, привлекаемого к ответственности необходимо установить нарушения правил охраны водных объектов, установленных ст. 56 Водного кодекса РФ. Как следует из постановления, а также из пояснений представителя Управления Росприроднадзора по АО, данных в судебном заседании, должностным лицом Курбатовым В.Г. была нарушена ч. 1 ст. 56 Водного Кодекса РФ, согласно которой сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Вместе с тем, как следует из материалов дела, доказательств сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, а также размещения главой администрации Трусовского района г.Астрахани в водоохранной зоне свалки бытовых отходов и мусора не имеется. Невыполнение главой администрации обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся при жизнедеятельности населения муниципального образования, не является нарушением правил охраны водных объектов. На основании этого ссылка в постановлении и привлечении к административной ответственности на Федеральный Закон РФ «Об отходах производства и потребления», на который ссылался также представитель Управления Росприроднадзора по АО в судебном заседании, несостоятельна, поскольку нарушение норм данного закона не охватывается составом ст. 8.13 КоАП РФ. Кроме того, согласно пп.18 п.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения и находится непосредственно в компетенции администрации <адрес> как органа местного самоуправления муниципального образования. Как следует из п. 3.1 раздела III Положения управления благоустройства и озеленения администрации города Астрахани, утвержденного Постановлением мэра города Астрахани от 24.05.2010 N 3527-а-м к основным функциям Управления относится в том числе и осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок. Таким образом, выводы Управления Росприроднадзора по АО о совершении главой администрации Трусовского района г.Астрахани административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что привлекая должностное лицо к административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов, административный орган не установил виновность этого лица, в совершении вменяемого ему правонарушения. Кроме того, в представленном административном материале отсутствует протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Курбатова В.Г. , являющийся доказательством по делу об административном правонарушении, также отсутствуют сведения о том, что по делу о привлечении должностного лица Курбатова В.Г. к административной ответственности по ст. 8.13.ч.4 КоАП РФ было проведено административное расследование, отсутствует определение о проведении административного расследования. С учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, бремя доказывания вины правонарушителя лежит на уполномоченных органах и должностных лицах, суд не может признать постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным. Согласно ст.24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании выше изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств наличия в действиях Курбатова В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.5 24.5, 30.7, КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя мэра города, главы администрации <адрес> Курбатова В.Г. к административной ответственности по ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ, отменить. Производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения. Судья Кривошеева О.В. На момент опубликования в законную силу не вступило