Решение по иску прокурора Труновского района СК об оспаривании нормативно правового акта



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 августа 2010 года село Донское

Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.

с участием старшего помощника прокурора Труновского района Кольчукаевой О.А.,

представителя заинтересованного лица - Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Лукьянова В.Г.,

представителей заинтересованного лица – ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» - Шамаровой А.А., Скориченко О.В.,

при секретаре Валуевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Труновского района об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Прокурор Труновского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района от Дата обезличена Номер обезличен «О нормативах водопотребления и водоотведения для населения Донского сельсовета».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что данное решение противоречит пунктам 13 и 19 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, предусматривающим изменение нормативов потребления коммунальных услуг только при изменении конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Документы, подтверждающие такие изменения, на момент принятия решения Советом муниципального образования отсутствовали.

В судебном заседании старший помощник прокурора Труновского района Кольчукаева О.А. заявленные требования поддержала и просила признать недействующим решение Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района от Дата обезличена Номер обезличен.

Представитель заинтересованного лица - Совета муниципального образования Донского сельсовета ... Ставропольского края Лукьянов В.Г. возражал против требований прокурора, пояснив, что обжалуемое решение было принято Советом в соответствии с «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 по инициативе «Труновского Межрайводоканала» на основе представленного расчета в соответствии с полномочиями Совета. В тот же день Советом было принято решение Номер обезличен о применении расчетного метода для установления норматива потребления воды населением в муниципальном образовании Донском сельсовете. Действовавшие ранее нормативы не были основаны на каком-либо правовом акте, в связи с чем решением Совета от Дата обезличена прежние нормативы и были отменены.

Представитель заинтересованного лица – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Шамарова А.А. также возражала против заявления прокурора, пояснив, что «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 23 мая 2006 года. Нормативы водопотребления, действовавшие до принятия обжалуемого решения Совета от Дата обезличена, не были основаны на указанных Правилах, а переходили на протяжении длительного время из одного решения Совета в другое, основаны на нормативных актах, которые уже утратили силу. Поэтому фактически Советом по инициативе «Труновского Межрайводоканала» решением от Дата обезличена года нормативы водопотребления были не изменены, а лишь впервые установлены в соответствии с Правилами Номер обезличен. Поэтому в данном случае пункт 13 Правил применяться не может. Новые нормативы определены с использованием расчетного метода в соответствии с п. 24 Правил Номер обезличен306 по формуле, содержащейся в этих Правилах с учетом степени благоустройства домов. Расчетный метод является наиболее приемлемым для определения нормативов водопотребления в селе Донском.

Представитель заинтересованного лица – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Скориченко О.В. возражала против заявленных требований и пояснила, что установленные муниципальным образованием Донского сельсовета в 2007 году нормативы были приняты только на основании СНиПов, а это противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг Номер обезличен от Дата обезличена года. По истечению 3-х лет действия норма­тивов необходимо было принять новые нормативы, которые бы соответствова­ли действующему законодательству. Она не согласна с мнением прокуратуры, что согласно п. 13 Правил «невозможно изменить норматив потребления, так как не изменились конструктивные и технические параметры...». Нельзя было бы изменить норматив потребления по перечис­ленным основаниям, который был бы установлен в соответствии с Правилами. В данном случае норматив принимается на основании Правил впервые. Нормативы на водоснабжение 2010 года разработаны расчетным мето­дом, поскольку результаты измерений коллектив­ными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степе­нью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют, а также отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно пунктами 2, 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, в частности, нормативы водопотребления - органами местного самоуправления.

Согласно пункту 8 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Из пункта 9 Правил следует, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

В соответствии с пунктом 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.

Пунктом 20 Правил предусмотрено применение трех методов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.

Согласно пункту 23 Правил расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

В силу пункта 24 Правил решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами, применительно к нормативам водоснабжения – органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 27 Правил в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Согласно пункту 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.

Согласно пункту 46 Правил норматив водоснабжения определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 8 приложения к Правилам.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года решением уполномоченного органа – совета муниципального образования Донского сельсовета Номер обезличен, принятым единогласно по инициативе ресурсоснабжающей организации ГУП СК «Ставропольводоканал» утверждены нормативы водопотребления и водоотведения для населения Донского сельсовета.

Решением того же уполномоченного органа Номер обезличен от Дата обезличена, принятым единогласно, в соответствии с п.п. 19, 20, 23, 24 Правил постановлено определить нормативы с использованием расчетного метода.

Данное решение является действующим и обжаловано не было.

Как следует из протокола заседания Совета муниципального образования Донского сельсовета от Дата обезличена года, применение расчетного метода было одобрено постоянной комиссией по коммунальному хозяйству и благоустройству.

Исследованный в судебном заседании расчет нормативов водопотребления выполнен ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктами 27, 44, 46 Правил с применением формулы расчета и таблицы 8 «Нормы расхода и средняя температура воды на одну процедуру», указанных в приложении к Правилам.

Порядок проведения заседания совета, голосования при принятии решения полностью соответствует Уставу муниципального образования и Правилам.

Доводы прокурора о том, что в соответствии с п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов, суд не может признать состоятельными.

Так, из смысла ст. 157 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с Дата обезличена года, следует, что нормативы потребления коммунальных услуг, в частности – нормативы водовотребления, должны быть утверждены органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации только в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Как видно из ранее действовавшего решения Совета муниципального образования Донского сельсовета от Дата обезличена Номер обезличен нормативы водопотребления на территории Донского сельсовета перенесены в это решение из решения Совета депутатов от Дата обезличена Номер обезличен «О нормативах и тарифах на водопотребление на территории Донского сельсовета».

Из решения Совета депутатов от Дата обезличена Номер обезличен «О нормативах и тарифах на водопотребление на территории Донского сельсовета» следует, что этим решением нормативы водопотребления установлены в соответствии с «Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», утвержденной приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству (Роскоммунхоз) от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Указанный Приказ Роскоммунхоза от Дата обезличена Номер обезличен
«Об утверждении «Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг» фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 № 609, которым рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 (подпункт «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 № 609).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», подпункт «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» признан утратившим силу.

Таким образом, нормативы водопотребления, установленные решением Совета муниципального образования Донского сельсовета от Дата обезличена Номер обезличен, были определены до утверждения действующих в настоящее время Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и при этом основаны на методике, которая не применяется с 2001 года.

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы представителей заинтересованных лиц о том, что решением Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района от Дата обезличена Номер обезличен нормативы водопотребления фактически были не изменены, а впервые определены в соответствии с действующими правовыми актами (Жилищным кодексом РФ и Правилами Номер обезличен от Дата обезличена года), в связи с чем пункт 13 Правил Номер обезличен, регламентирующий основания для изменения установленных нормативов, в данном случае применению не подлежит, содержащимися в нем положениями следует руководствоваться в случае изменения нормативов потребления коммунальных услуг, ранее установленных в соответствии с Правилами Номер обезличен.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Труновского района о признании решения Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района от Дата обезличена Номер обезличен «О нормативах водопотребления и водоотведения для населения Донского сельсовета» недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Труновский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня его принятияв окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ... года.

Судья ... А.В. Щербин

Копия верна:

...