Решение по иску прокурора Труновского района к МУЗ `Труновская ЦРБ` о признании незаконным действий по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года село Донское

Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.,

с участием помощника прокурора Труновского района Авдиенко В.Д.,

представителей ответчика Уткиной М.Т., Горенко Л.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Труновского муниципального района Ставропольского края Полникова А.В.,

при секретаре Валуевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Труновского района Ставропольского края к МУЗ «Труновская центральная районная больница» о признании незаконными действий по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов,

установил:

Прокурор Труновского района обратился в суд с иском к МУЗ «Труновская центральная районная больница» о признании незаконными действий по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства МУЗ «Труновская ЦРБ» были выявлены факты существенного нарушения учреждением требований санитарных норм и правил в части обеззараживания и утилизации медицинских отходов.

В процессе деятельности МУЗ «Труновская ЦРБ» регулярно образуются отходы класса Б и В. В соответствии с санитарными правилами эти отходы относятся к опасным и чрезвычайно опасным и подлежат уничтожению на специальных установках термическими методами, однако данные медицинские отходы не подвергаются обязательному термическому обезвреживанию и вывозятся по договору с МУП «ЖКХ Труновского района» для размещения на свалку около <адрес>.

В связи с этим на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор просит признать незаконными действия МУЗ «Труновская ЦРБ» по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов, обязать МУЗ «Труновская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и разместить установку по термическому обезвреживанию медицинских отходов на территории МУЗ «Труновская ЦРБ».

МУЗ «Труновская ЦРБ» представлен в суд отзыв на заявление прокурора, в котором указано, что ввиду большой стоимости установки для обеззараживания медицинских отходов классов Б и В не представляется возможным ее приобретение без выделения дополнительных финансов средств из районного бюджета. Администрацией МУЗ «Труновская ЦРБ» направлялась информация в администрацию Труновского муниципального района и Министерство здравоохранения <адрес> о потребности в приобретении термических установок для обеззараживания отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Труновского района заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, уточнив, что полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика МУЗ «Труновская ЦРБ» Горенко Л.А. и Уткина М.Т. согласились с иском, пояснили, что требования СанПина по обеззараживанию медицинских отходов не полностью выполняются из-за отсутствия денежных средств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Труновского муниципального района Ставропольского края Полников А.В. также не возражал против удовлетворения иска.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает необходимым требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как основной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств

Согласно положениям ст.ст. 8, 11 и 22 названного Закона граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с требованиями п.п.3.2, 8.8, 9.3 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений» все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности: класс А - неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений; класс Б - опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений; класс В - чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений; класс Г - отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным; класс Д - радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.

Отходы классов Б и В должны быть подвергнуты обязательному термическому обезвреживанию; отходы класса А могут быть подвергнуты термическому обезвреживанию или вывезены на специальные полигоны.

Из инструкции по сбору, хранению и удалению медицинских отходов в структурных подразделениях МУЗ «Труновская ЦРБ», утвержденной главным врачом в 2009 году, следует, что на территории МУЗ «Труновская ЦРБ» образуются отходы классов А, Б, В, Г.

Из пояснения заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом Горенко Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что термическое обеззараживание отходов не производится ввиду отсутствия утилизатора, приобрести который не представляется возможным из-за очень высокой стоимости.

Из письма заместителя главы администрации Труновского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что на территории района нет обустроенных полигонов для хранения твердых бытовых отходов.

Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному МУЗ «Труновская ЦРБ» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Труновского района, вывоз отходов осуществляется МУП ЖКХ на полигон твердых бытовых отходов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МУЗ «Труновская ЦРБ» образуются отходы классов Б и В, которые в нарушение санитарных правил и норм не подвергаются обязательному термическому обезвреживанию и вывозятся по договору с МУП «ЖКХ Труновского района» для размещения на свалку около <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 204, 206 ГПК РФ,

решил:

Требования прокурора Труновского района удовлетворить.

Признать незаконными действия МУЗ «Труновская ЦРБ» по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов.

Обязать МУЗ «Труновская ЦРБ» устранить нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, организовать обеззараживание и утилизацию медицинских отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства и в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить установку по термическому обезвреживанию медицинских отходов на территории МУЗ «Труновская ЦРБ».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Труновский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья А.В. Щербин