Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.с участием
заявителя Вакулы В.В.,
председателя территориальной избирательной комиссии Труновского района Ставропольского края Сафатова А.Н.,
помощника прокурора Труновского района Авдиенко В.Д.,
при секретаре Валуевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вакулы <данные изъяты> о защите избирательных прав,
установил:
Вакула В.В. обратился в Труновский районный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Труновского района Ставропольского края (далее - избирательная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации его кандидатуры на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес>.
Свои требования Вакула В.В. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес> как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, со всеми необходимыми документами. ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен избирательной комиссией о несоблюдении требований Федерального закона к оформлению документов, предоставленных в избирательную комиссию, в частности ему было сообщено о том, что он не указал в заявлении наименование избирательного округа и не указал в сведениях о размере и об источниках доходов источник выплаты доходов. В установленный срок он устранил эти недостатки. Однако ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № избирательная комиссия отказала ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Донского сельсовета, сославшись на несоответствие сведений о доходах и имуществе кандидата (супруги кандидата) форме, установленной приложением 1 к Федеральному закону, требуемой при проведении выборов в органы местного самоуправления, а именно: он указал сведения о доходах супруги, а Федеральным законом для выборов главы поселения это не предусмотрено. При этом в нарушение требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ избирательная комиссия не исполнила обязанность по заблаговременному его извещению о таком несоблюдении формы документа, в результате чего он лишился возможности привести сведения о размере и об источниках доходов и имуществе в соответствие с требованиями закона.
В возражениях на заявление Вакулы В.В. председатель территориальной избирательной комиссии Труновского района Ставропольского края Сафатов А.Н. указал, что доводы заявителя являются необоснованными, в извещении от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями закона ему было разъяснено, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата предоставляются по форме согласно приложению к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость предоставления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Ему было указано, что представленные им сведения не соответствуют форме, установленной приложением 1 к Федеральному закону, требуемой при проведении выборов в органы местного самоуправления.
В судебном заседании заявитель Вакула В.В. свои требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель заявителя Карнаух В.А. также просил удовлетворить заявленные требования и дополнительно пояснил, что форма сведений о доходах и имуществе кандидата Вакулой В.В. была соблюдена, им внесены все необходимые сведения в предусмотренные для этого графы.
Председатель территориальной избирательной комиссии Труновского района Сафатов А.В. просил отказать в удовлетворении заявления Вакулы В.В., поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление, а также пояснил, что в извещении от ДД.ММ.ГГГГ Вакуле В.В. дали понять, что необходимо посмотреть, следует ли кандидату при выборах в органы местного самоуправления указывать сведения о доходах супруги. Кроме того, Вакула В.В. нарушил права своей супруги, разгласив сведения о её доходах.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявление Вакулы В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Вакула В.В. как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представил в территориальную избирательную комиссию Труновского района Ставропольского края заявление о своем согласии быть избранным на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес> в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 12.06.2002 года (л.д. 18).
Вместе с заявлением Вакула В.В. представил в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге кандидата), и иные предусмотренные законом документы (л.д. 19-21, 22-23).
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ при проверке рабочей группой представленных Вакулой В.В. подписных листов признаны действительными 255 подписей избирателей, что является достаточным для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Донского сельсовета (л.д. 24-26).
ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией Вакуле В.В. было вручено извещение о несоблюдении требований Федерального закона к оформлению документов, предоставленных им в избирательную комиссию. В частности, в данном извещении было указано, что: 1. В представленном Вакулой В.В. заявлении о согласии баллотироваться отсутствует наименование соответствующего избирательного округа; 2. Представленные сведения о доходах и имуществе кандидата (супруги кандидата) не соответствуют форме, установленной приложением 1 к Федеральному закону, требуемой при проведении выборов в органы местного самоуправления. В сведениях о доходах и имуществе кандидата в столбце «Доходы» не указан источник выплаты дохода. Указанные недостатки предлагалось устранить до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35).
ДД.ММ.ГГГГ Вакула В.И. представил в избирательную комиссию уточненное заявление о согласии баллотироваться, в котором указал наименование избирательного округа, и уточненные сведения о доходах и имуществе кандидата (супруги кандидата) с указанием источника выплаты доходов (л.д. 27-33).
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № избирательная комиссия отказала Вакуле В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес> в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Основанием отказа в регистрации кандидата в постановлении названо несоответствие сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге кандидата) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах форме, установленной приложением 1 к названному Федеральному закону, требуемой при проведении выборов в органы местного самоуправления. Данное нарушение выразилось в том, что кандидат указал сведения не только о своих доходах, но и доходах супруги, а Федеральным законом не предусмотрено указание сведений о доходах супруги кандидата при выборах в органы местного самоуправления (л.д. 13-17).
Суд полагает, что указанное решение территориальной избирательной комиссии Труновского района Ставропольского края является незаконным.
Пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Согласно п. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона, обязательные для исполнения.
В соответствии с предоставленными указанной нормой закона полномочиями Постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 №203/1272-4 утверждено «Разъяснение порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Разъяснение).
Из содержания пунктов 2-5 Разъяснения следует, что в извещении, направляемом избирательной комиссией кандидату в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. Устранение кандидатом недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (уточнение и дополнение сведений о кандидате), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Территориальной избирательной комиссией Труновского района Ставропольского края указанные требования закона и обязательного для исполнения Разъяснения Центризбиркома РФ нарушены.
В извещении кандидату Вакуле В.В. от ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия не указала на необходимость исключить из первоначально представленных сведений о доходах и имуществе кандидата сведения о доходах и имуществе его супруги, в связи с чем Вакула В.В. был лишен предусмотренного п. 1.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" права внести необходимые изменения в поданные им документы.
Несмотря на это, избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации кандидата Вакулы В.В. по основанию, предусмотренному подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, что прямо противоречит вышеуказанному Разъяснению ЦИК РФ.
Кроме того, вопреки утверждениям избирательной комиссии, фактически Вакулой В.В. сведения о доходах и имуществе представлены по форме согласно приложению к указанному Федеральному закону (в виде таблицы, содержащей все предусмотренные приложением к Федеральному закону графы).
Указание же кандидатом наряду со сведениями о своих доходах по установленной законом форме дополнительно и сведений о доходах его супруги основанием к отказу в его регистрации являться не может.
Доводы председателя избирательной комиссии о нарушении тем самым прав супруги заявителя ввиду разглашения сведений о её доходах суд находит несостоятельными, поскольку супруга кандидата Вакулы В.В. защищать её права и интересы избирательную комиссию не уполномочивала.
Учитывая, что излишнее предоставлением Вакулой В.В. сведений о доходах его супруги явилось единственным основанием к отказу в его регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес>, суд считает необходимым признать постановление территориальной избирательной комиссии Труновского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановить нарушенные избирательные права заявителя.
Принимая во внимание непродолжительные сроки избирательной кампании, а также, что исполнение настоящего решения не требует от избирательной комиссии совершения каких-либо действий, связанных со значительными затратами времени, суд в соответствии с ч. 1 ст. 261, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ полагает необходимым установить минимальный срок исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 261 ГПК РФ,
решил:
Признать незаконным Постановление территориальной избирательной комиссии Труновского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе Вакуле <данные изъяты> в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес> по единому избирательному округу по выборам главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес>".
Обязать территориальную избирательную комиссию Труновского района Ставропольского края в течение 1 дня со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Вакулу <данные изъяты> кандидатом на должность главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес> по единому избирательному округу по выборам главы муниципального образования Донского сельсовета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Труновский районный суд в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья А.В. Щербин