ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 июня 2011 года село Донское Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Чалченко В.В., с участием: ст.помощника прокурора Труновского района Кольчукаевой О.А., представителя ответчика – филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Труновский «Межрайводоканал» Скориченко О.В., при секретаре Луценко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Труновского района к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Труновский «Межрайводоканал» о признании незаконными действий филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Труновский «Межрайводоканал», установил: Прокурор Труновского района обратился в суд с иском к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Труновский «Межрайводоканал» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Труновский «Межрайводоканал» о признании незаконными его действий выразившихся в требовании от абонентов перенести приборы учета воды в колодцы на границах врезки в водопроводные сети, отказе в опломбировке приборов учета воды, установленных на территории домовладений граждан, и осуществлении начисления оплаты за потребленную воду по нормативам потребления. Прокурор просит признать эти действия незаконными и обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» производить опломбировку приборов учета потребления воды в установленном законом порядке, расположенных на территории домовладений граждан Труновского района. В судебном заседании помощник прокурора полностью поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, пояснив, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал». В ходе проверки установлено, что филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» жителям Труновского района направляются предписания о переносе приборов учета воды в колодцы на границах врезки в водопроводные сети, при этом затраты на строительство и оборудование колодцев возлагаются на абонентов. В случае невыполнения требований по переносу приборов учета воды филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» отказывает в опломбировке приборов учета воды и осуществляет начисление оплаты за потребленную воду по нормативам потребления. Данное требование филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» как ресурсоснабжающей организации являются незаконным по следующим основаниям. Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307 (далее Правила), собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 Правил индивидуальный прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном помещении многоквартирного дома или в жилом доме. В соответствии с п. 52 Правил потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении» в тоже время колодец, сооруженный на магистральном уличном водопроводе, не является жилым помещением. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Установленный прибор учета расхода воды является собственностью абонента и согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ и п. 52 Правил собственник должен нести бремя сохранности прибора учета. Установление прибора учета расхода воды в колодце за границей домовладения и земельного участка абонента не гарантирует сохранность пломб и прибора учета. Таким образом, требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» об устройстве уличных колодцев и переноса прибора учета воды за пределы внешних границ домовладения (жилого помещения) противоречат действующему законодательства. Такие же требования предъявляются собственникам, у которых приборы прошли поверочный срок, установлены на прежнее место, но филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» отказывает в опломбировке прибора, в связи с тем, что прибор установлен не в уличном колодце на границе магистральных сетей. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает обязательные требования по осуществлению переноса уже установленных и надлежащим образом принятых приборов учета и установление их на границе балансовой принадлежности. Как следует из утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.85. N2189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 04.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.87 N2A Ч-2358-8, Изменения N21, утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.91 N220, Изменения N22, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.9"6 N218-46): 11.5. Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов. Согласно приложению N21 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37 (ред. от 04.09.2000), домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. Кроме того, согласно пункту 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 86 - условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка за исключением случаев, установленных пунктом 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Подключение и договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых домов произошли до принятия Правил № 307, поэтому абонент имеет правовую возможность рассчитываться по прибору учета, установленному до вступления в силу правил, изменяющих требование к его размещению до тех пор, пока действуют договорные отношения. Таким образом, границей эксплутационной ответственности является линия раздела между земельным участком, находящемся в собственности (пользовании) гражданина по основаниям, установленным действующим законодательством, и муниципальными землями. Следовательно, требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» к гражданам об обязании их произвести вынос индивидуального прибора учета холодного водоснабжения, в колодцы, расположенные за пределами имеющихся у них в собственности (пользовании) земельных участках, являются незаконными, поскольку у граждан отсутствуют юридические права на земельные участки, расположенные за пределами земельных участков, на которых расположены жилые дома, в которых они проживают. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Предъявление прокурором иска обоснованно тем, что действиями филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» нарушаются законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» гражданам навязываются условия невыгодные для них и влекущие дополнительные финансовые затраты по обустройству колодцев на месте врезки в уличную сеть. Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что прокурор <адрес> по настоящему делу не может представлять интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным закондательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства. Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Аналогичные положения содержатся в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве», в силу пункта 2 которого прокурорам приказано предъявлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином; указывать, в чем конкретно заключаются интересы неограниченного круга лиц; какое право нарушено, а также ссылаться на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты субъективного права. Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ», в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должны содержаться обоснования невозможности предъявления иска самим гражданином, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В заявлении прокурора 1) не содержится доказательств невозможности предъявления иска ФИО5, ФИО4, на основании заявления которого предъявлен иск прокурора; 2) не указано конкретно, в чем же заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц; 3) не указано, какое право неопределенного круга лиц нарушено; 4) не указан закон, предусматривающий такой способ защиты. Таким образом, полномочий на предъявление заявления в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у прокурора не имелось. 2. В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ). Поскольку договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г.№ 307 (далее Правила № 307) устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы. Согласно п. 7 Правил № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления. Пунктом 6 Правил № 307 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России). Согласно письму Минрегиона России от 24.10.2008г.№ 27324-AД/14 собственникам жилых домов, получившим технические условия на установку приборов учета холодной воды не на границе сетей до принятия Правил №307, надлежит перенести соответствующие приборы учета на границу сетей. Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: 1) либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, 2) либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления. Пункт 5 статьи 426 ГК РФ указывает на ничтожность условий, если они не одинаковые для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям правил Правительства Российской Федерации. Условия публичного договора, распространяются на отношения с любыми потребителями как заключившими договор, так и имеющими намерение его заключить. Применение порядка оплаты в соответствии с нормами действующего законодательства РФ устанавливает равноправные, паритетные условия при исполнении договора для каждого потребителя. Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет требование обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Как предусмотрено при этом, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения. Также предусмотрено, что в случае если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены указанным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, то исполнение требований указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам. Иное Правилами № 307 и другими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает на обязанность собственников жилых домов обеспечить до 1 января 2012г. оснащение таких домов приборами учета используемой воды. Таким образом, потребитель вправе до 1 января 2012г. самостоятельно определять способ оплаты. Кроме того, судебные органы неоднократно проверяли абз. 2 п. 7 Правил №307 на соответствие действующему законодательству и не обнаружили нарушений в действующей системе оплаты за коммунальные ресурсы положениям Жилищного кодекса РФ, другим федеральным законам, в том числе и Закону РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Верховный суд Российской Федерации в своих решениях от 13 декабря 2007№ ГКПИ07-933, от 12 декабря 2006 № ГКПИ06-1228, от 06 марта 2008 № ГКПИ08-232 и кассационных определениях от 17 апреля 2008 № КАС08-116, от 26 апреля 2007 № КАС07-128, от 19 июня 2008 г. №КАС08-236 также указал, что собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативу потребления, что, как правильно признано судом, не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09 и постановлении суда надзорной инстанции Ставропольского краевого суда от 18.03.2010г. учет потребления производится либо по показаниям при боров учета воды, размещенных на сетях собственника на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводноканализационного хозяйства и собственником, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления. В том случае, если потребитель желает оплачивать за потребленную воду по показаниям прибора учета ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» выдает технические условия на оборудование водопроводного колодца на границе сетей принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры тем потребителям, у которых водопроводный колодец отсутствует. Иного места установки прибора учета воды как не на границе сетей действующим законодательством не предусмотрено. Предприятие своими действиями исполняет условия публичного договора, но никак не злоупотребляет доминирующим положением на рынке и не навязывает потребителям невыгодные для него условия. Обоснованность установки прибора учета в водопроводном колодце заключается в следующем. В соответствии с п.4.1 СНИП 2.04.01-85 «Внутренние водопровод и канализация зданий» системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, производственного, противопожарного) включают: вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру. Согласно п.49 Государственного стандарта ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения» водопроводным вводом признается трубопровод, соединяющий водопроводную сеть с внутренним водопроводом здания или сооружения. Пунктом 45 указанного Государственного стандарта предусмотрено, что водопроводная сеть это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления. В соответствии с п. 10.5 СНИП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях надлежит предусматривать на каждом вводе. • Согласно п. 8.30. СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах). Таким образом, при подключении водопроводного ввода к водопроводной сети должна быть установлена запорная арматура в водопроводном колодце, на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Следовательно, водопроводный колодец должен быть оборудован у каждого собственника жилого дома. При отсутствии запорной арматуры и колодца на водопроводном вводе, собственнику жилого дома необходимо построить водопроводный колодец и установить запорную арматуру. В заявлении указано, что на установление приборов учета расхода воды в обязательном порядке распространяются требования п. 11.5 СНиП 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»: счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 С. Однако, не учтено, что водопроводный колодец является помещением для установки водомерного узла, так как в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением является часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Под водопроводным колодцем понимается сооружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети (п. 50 Государственного стандарта ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения»). Водопроводные колодцы проектируются в соответствии с требованиями СНИП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». При этом требования СНиП 2.04.02-84*«Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» обеспечивают выполнение условий в части установки счетчиков холодной воды: удобность для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом, естественные освещение и температуру внутреннего воздуха не ниже 5 градусов. Необходимо отметить, что СНиП 02.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» предусматривает для снятия показаний и обслуживания счетчиков холодной воды наличие эксплуатационного персонала. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено иного места установки прибора учета воды как не на границе сетей водоснабжения. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные документы, суд приходит к убеждению, что требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Как видно из материалов гражданского дела основанием для обращения прокурора в суд с заявлением послужили обращения к прокурору граждан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых они указывали на неправомерные действия Труновского «Межрайводоканала» и просили прокурора провести прокурорскую проверку, в части законности требований Труновского «Межрайводоканала» о перенесении приборов учета воды в колодцы на границе врезки в водопроводные сети, отказе в опломбировке приборов учета воды, установленных на территории домовладений граждан и осуществлении начисления оплаты за потребленную воду по нормативам потребления. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Аналогичные положения содержатся и в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве», в силу пункта 2 которого прокурорам приказано предъявлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином; указывать, в чем конкретно заключаются интересы неограниченного круга лиц; какое право нарушено, а также ссылаться на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты субъективного права. Требования, изложенные в заявлении ФИО5, адресованном прокурору <адрес>, уже стали предметом рассмотрения в мировом суде <адрес>, а затем и в Труновском районном суде, по вопросам, изложенным в заявлении, принято судебное решение. Что касается заявления ФИО4, то из текста ее заявления прокурору района следует, что она просила провести прокурорскую проверку по факту незаконных действий администрации Труновского «Межрайводоканала». Никаких просьб прокурору о представлении ее интересов в суде она не адресовала. Прокурором же не представлено никаких доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самим гражданином. В заявлении, направленном прокурором в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, указано, что предъявление прокурором иска обосновано тем, что действиями филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» нарушаются законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» гражданам навязываются условия невыгодные для них и влекущие дополнительные финансовые затраты по обустройству колодцев на месте врезки в уличную сеть. Однако никаких доказательств того, что действиями ответчика нарушаются законные интересы неопределенного круга лиц ( кроме двух указанных выше заявлений граждан) суду не представлено. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ. Согласно п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Суд считает, что согласно представленным доказательствам, у прокурора не было оснований обращаться в суд с настоящим заявлением в защиту интересов неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 134, 220-221 ГПК РФ, суд Определил: Гражданское дело по исковому заявлению прокурора Труновского района в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Труновский «Межрайводоканал» о признании незаконными действий филиала ГУП СК «Крайводоканал» Труновский «Межрайводоканал» производством прекратить. Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Труновский районный суд в течении десяти дней со дня его оглашения. Судья В.В. Чалченко