Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Чалченко В.В.,
с участием:
представителя истца – министерства сельского хозяйства Ставропольского края Герелесовой Е.А.,
ответчика Мурашкина Е.В.,
представителя ответчика – адвоката Чернеевой Т.А. предоставившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Макарцове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Труновском районном суде гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Мурашкину <данные изъяты> о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края обратилось в суд с иском к Мурашкину <данные изъяты> о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Свои требования истец мотивировал тем, что министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правильства РФ от 03.12.2002г. №858.
В 2010г. Счетной палатой Ставропольского края проведена проверка эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий Программы за 2008-2009г.г. и истекший период 2010 года.
Согласно акту проверки Счетной палаты от 30.11.2010г. семье Мурашкина Е.В. излишне представлено социальных выплат в размере 70012 рублей.
Представлением Счетной палаты от 21.12.2010г. № 01-04/1514 министерству сельского хозяйства поручено вернуть в бюджет Ставропольского края излишне представленные социальные выплаты.
В судебном заседании представитель истца подтвердил исковые требования и пояснил, что представление социальных выплат в 2008 году осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.03.2008г. № 144 ( далее Правила) и Порядком представления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.05.2008г. № 83 далее – Порядок).
Предоставление социальных выплат осуществлялось на условиях долевого финансирования из федерального бюджета в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности, бюджета Ставропольского края – 40 процентов, за счет собственных средств граждан – 30 процентов.
В соответствии с п.20 Правил, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определялась исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей различной численности (33 кв.м – для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. – на семью из 2-х человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае если фактическая стоимость 1 кв.м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя их фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.
Семья Мурашкина Е.В., в составе 4 человек, была включена в состав участников Программы в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В рамках Программы в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 приобрела квартиру с земельным участком по адресу: пос. им. <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., стоимостью 350000 рублей, в том числе квартира – 250000 рублей, земельный участок 100000 рублей.
Вместе с тем, расчет объема социальной выплаты на приобретение жилья семье Мурашкина Е.В. произведен министерством исходя из полной стоимости недвижимого имущества с учетом цены земельного участка.
В соответствии с п.3 Правил и в соответствии с Порядком, государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
Предоставление социальных выплат на приобретение нежилых помещений и земельных участков указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Министерством в 2008 году Мурашкину Е.В. была перечислена социальная выплата в размере 245000 рублей, из расчета полной стоимости недвижимого имущества с учетом цены земельного участка.
Учитывая, что стоимость служебных построек, сооружений и земельного участка не может стоить 1000 рублей, Мурашкину Е.В. излишне предоставлена социальная выплата в размере 70012 рублей.
Министерством в адрес Мурашкина Е.В. было направлено письмо от 31.12.2010 года с предложением добровольно вернуть излишне полученные социальные выплаты, ответ на которое не получен.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Кроме этого, в ходе судебного заседания представитель истца пояснила, что дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в УФМС Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ Мурашкиным Е.В. было представлено в министерство сельского хозяйства <адрес> после новогодних праздников 2009 года, после чего были произведены расчеты социальной выплаты в сумме 245 тыс.рублей, исходя из указанной в дополнительном соглашении к договору от ДД.ММ.ГГГГ стоимости <адрес> рублей, после этого все документы были переданы в кредитную организацию для перечисления денег продавцам квартиры. Кредитная организация в свою очередь также проводит проверку документов и при отсутствии дополнительного соглашения никогда бы не приняла расчет министерства сельского хозяйства по перечислению социальных выплат в сумме 350000 рублей. Почему представителям Счетной палаты при проверки эффективности и целевого использования средств бюджета <адрес>, направленных на реализацию мероприятий целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» не было представлено дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, она пояснить не может.
Ответчик Мурашкин Е.В. иск не признал и просил в удовлетворении исковых требований министерству сельского хозяйства Ставропольского края отказать, пояснив, что в июне 2008 года его семья была включена в состав участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». ДД.ММ.ГГГГ между ним и собственниками <адрес> в пос. им. <адрес> был заключен предварительный договор купли – продажи квартиры. В этом договоре указано, что квартира продается за 350000 рублей. В дальнейшем, при составлении договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в тексте договора была допущена ошибка при указании стоимости квартиры: вместо 350000 рублей, указано 250000 рублей. Когда он повез эти два договора в министерство сельского хозяйства Ставропольского края, то работники министерства обратили его внимание на это несоответствие. В связи с тем, что в договоре купли-продажи от 20.10.2008 года была допущена ошибка в указании стоимости квартиры, 08.12.2008 года было составлено дополнительное соглашение к договору купли – продажи от 20.10.2008 года, где стоимость квартиры была указана 350000 рублей. Все эти документы он 16.01.2009 года передал в министерство сельского хозяйства и продавцам были перечислены банком деньги в сумме 245000 рублей. Считает, что никаких излишне выплаченных сумм социальной выплаты ему и его семье не предоставлялось.
Представитель ответчика пояснила, что предоставление социальной выплаты Мурашкину Е.В. осуществлялось на условиях долевого финансирования: из федерального бюджета – 30% стоимости жилья, из краевого бюджета -40 %, за счет собственных средств граждан -30%.
ДД.ММ.ГГГГ Мурашкиным и членами его семьи была приобретена в долевую собственность квартира и земельный участок, на котором она расположена по адресу <адрес> пос. им <адрес>, о чем был заключен договор купли – продажи. В договоре указана стоимость <адрес> рублей, стоимость земельного участка – 100000 рублей. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору между Мурашкиным и членами его семьи с одной стороны и продавцами – ФИО5, ФИО6, ФИО7, в связи с изменениями условий договора, касающихся стоимости объектов, заключено дополнительное соглашение, согласно которого стоимость квартиры составляет 350000 рублей, стоимость земельного участка – 1000 рублей. Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Договор купли-продажи квартиры и земельного участка, на котором она расположена и дополнительное соглашение к нему заключены с соблюдением норм, установленных параграфом 1,7 главы 30 части 2 ГК РФ и считаются заключенными с момента их регистрации.
Согласно условий договора Мурашкиным и членами его семьи продавцам за счет собственных средств было оплачено 106000 рублей, из них:105000 рублей за квартиру и 1000 рублей за земельный участок.
После предоставления договора купли-продажи и дополнительного соглашения к нему с банковского счета Мурашкина Е.В. продавцам была произведена оплата оставшейся стоимости квартиры в сумме 245000 рублей за счет средств социальной выплаты.
Считает, что исходя из указанной стоимости квартиры (350000 руб.) и ее площади (56 кв.м), размер полученной ответчиком выплаты в сумме 245000 рублей не завышен, что подтверждается прилагаемым истцом расчетом.
Представитель Счетной Палаты Ставропольского края в судебное заседание не явился, однако просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствии, представив при этом объяснение, из которого следует, что в 2010 году Счетной Палатой Ставропольского края проводилась проверка эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» за 2008-2009 и истекший период 2010 года. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 20.10.2012 года семья Мурашкина Е.В., включенная в список участников мероприятий программы «Социальное развитие села до 2012 года» в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобрела квартиру с земельным участком по адресу: п. им. <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м по цене 350 тыс. рублей, в том числе – <адрес>,0 тыс. рублей, земельный участок – 100,0 тыс. рублей.
Вывод о неправильном исчислении суммы предоставленной субсидии сделан Счетной палатой Ставропольского края на основании представленных министерством сельского хозяйства в ходе проверки следующих документов:-заявления Мурашкина Е.В.; договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; постановления муниципального образования Кировского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; расчета объема социальной выплаты на строительство(приобретение) жилья в сельской местности в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года»; свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 20.10.2008 года, зарегистрированное УФРС по Ставропольскому ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение к проверке не представлены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования министерства сельского хозяйства Ставропольского края о взыскании с Мурашкина Е.В. излишне выплаченной социальной выплаты в размере 70012 рублей в бюджет Ставропольского края удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. №858.
Представление социальных выплат в 2008 году осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.03.2008г. № 144 и Порядком представления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.05.2008г. № 83.
Предоставление социальных выплат осуществлялось на условиях долевого финансирования из федерального бюджета в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности, бюджета Ставропольского края – 40 процентов, за счет собственных средств граждан – 30 процентов.
В соответствии с п.20 Правил, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определялась исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей различной численности (33 кв.м – для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. – на семью из 2-х человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Семья Мурашкина Е.В., в составе 4 человек, была включена в состав участников Программы в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В рамках Программы в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ семья Мурашкина Е.В. приобрела квартиру с земельным участком по адресу: пос. им. <адрес>, общей площадью 56,0 кв.м., стоимостью 350000 рублей, в том числе квартира – 250000 рублей, земельный участок 100000 рублей. Впоследствии, к указанному выше договору купли-продажи, было заключено дополнительное соглашение, согласно которого квартира со служебными постройками и сооружениями, земельный участок проданы за 351000 ( триста пятьдесят одна тысяча) рублей, в том числе: квартира продана за 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей, служебные постройки, сооружения, земельный участок проданы за 1 тыс. рублей.
И договор купли-продажи квартиры от 20.10.2008 года, и дополнительное соглашение к нему от 08.12.2008 года были в установленном законом порядке зарегистрированы, соответственно 27.10. и 29.12.2008 года и переданы для расчета социальной выплаты в министерство сельского хозяйства Ставропольского края. После проверки представленных документов министерство сельского хозяйства произвело расчет социальной выплаты и вместе с другими документами отправило в кредитную организацию для перечисления денежных средств на оплату приобретенного жилья. Кредитная организация в свою очередь также проводит экспертизу представленных документов. Именно после проведенных проверок представленных документов ответчику и была осуществлена социальная выплата в размере 245000 рублей.
Требования истца основаны на материалах проверки, содержащихся в акте проверки эффективности и целевого использования средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», в котором указана стоимость приобретенной квартиры в размере 245000 рублей. Почему представителям Счетной палаты не было представлено дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, которое является неотемлемой частью договора, представитель истца объяснить не мог, хотя подтвердил тот факт, что Мурашкиным Е.В. оно истцу представлялось и именно на основании этого соглашения был произведен расчет социальной выплаты.
Тот факт, что стоимость квартиры была определена в 350 тыс. рублей подтверждается и исследованным в судебном заседании предварительным договором купли-продажи от 18 июля 2008 года, зарегистрированным в Кировском сельсовете Труновского района Ставропольского края, из которого следует, что жилая квартира продается за 350 тыс. рублей (п.4 договора). В связи с тем, что при составлении договора купли-продажи от 20.10.2008 года в тексте договора была допущена ошибка в стоимости квартиры – 250 тыс. руб. вместо 350 тыс. рублей, 08.12.2008 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 20.10.2008г., в котором стоимость квартиры была указана в 350 тыс. рублей.
При таких обстоятельствах, в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.03.2008г. № 144 и Порядком представления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.05.2008г. № 83 расчет размера социальной выплаты на приобретение Мурашкиным Е.В. и его семьей жилья в размере 245 тыс. рублей, министерством сельского хозяйства был сделан правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Мурашкину <данные изъяты> о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты в размере 70012 (семьдесят тысяч двенадцать рублей) – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Труновский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 апреля 2011 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья В.В. Чалченко